Слышать врага: зачем в блокадном Ленинграде брали в армию незрячих
В 2025 году Россия празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны. «Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Сегодня рассказываем о призыве в армию слепых слухачей, о блокадных огородах и группах самозащиты в осажденном Ленинграде.
Врага различали на слух
В декабре 1941 года глава Ленгорисполкома Петр Попков распорядился о призыве в армию в качестве добровольцев слабовидящих жителей. Это решение властей города в начале блокады можно назвать одним из самых изобретательных во время Великой Отечественной войны
Набор осуществлялся через Ленинградское общество слепых и был довольно строгим: после медкомиссии только двадцать добровольцев отправились на спецкурсы. В течение десяти дней они учились не просто слышать звуки, но и правильно определять их источник. В итоге 12 самых искусных слухачей зачислили в действующую армию.
Решение призвать их на войну было связано с проблемой ночных налетов. Имеющихся в наличии радаров не хватало, да и работали они не всегда надежно. Тогда военные вспомнили про звукоулавливатели из металлических пластин. Но, чтобы эффективно их использовать, нужны были люди с идеальным слухом. Таковым обладали незрячие люди.
Слепые слухачи, сидя на крышах, могли на расстоянии 20-30 километров по шуму мотора определить тип приближающегося немецкого самолета, его направление и даже расстояние до цели, а главное — заранее предупредить о бомбардировке. Эти люди имели возможность покинуть город, ведь незрячих и слабовидящих эвакуировали в первых рядах. Но они остались в Ленинграде до конца и внесли огромный вклад в защиту города и его жителей.
Председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых Алексей Колосов рассказал «Парламентской газете», что служба группы незрячих людей в рядах действующей Красной армии началась 14 января 1942 года. Они были распределены по воинским частям и направлены в распоряжение 189-го зенитно-артиллеристского полка, дислоцировавшегося в районе станции Девяткино, 351-го зенитно-артиллеристского полка, 84-й отдельной зенитно-артиллеристской бригады и воинской части № 22231, дислоцировавшейся в районе совхоза Бугры.
История сохранила несколько имен слухачей — членов Всероссийского общества слепых. Среди них — Игорь Заикин, Яков Зобин, Алексей Бойко. Они прослужили в действующей армии до 1945 года. Награждены медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и другими.
Аверкий Никонов погиб на боевом посту, прослужив полтора месяца в районе Колпино. Благодаря Ивану Скробату удалось сбить два фашистских самолета. При взрыве эшелона он получил контузию и был демобилизован.
Память о слепых слухачах увековечена в экспозиции Народного музея истории Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. А 3 сентября 2024 года в Санкт-Петербурге в сквере Слепых слухачей был открыт памятник защитникам ленинградского неба в годы войны.
Дети против «зажигалок»
Ленинград во время блокады подвергался страшным ударам с воздуха. С их помощью Гитлер хотел сломить сопротивление города. 26 августа 1942 года решением руководства противовоздушной обороны Ленинграда было приказано привлечь к обязательному несению службы ПВО все дееспособное население города в возрасте от 14 до 60 лет.
Граждане приписывались к группам самозащиты, каждая из которых, гласил приказ, «несет полную ответственность за ПВО и противопожарную охрану очагов поражения, образовавшихся от воздушных бомбардировок и артобстрелов, наличными силами и средствами».
После инструктажа в штабах ПВО, организованных в каждом квартале, дети, женщины и ленинградцы старшего возраста патрулировали крыши домов. Это было нужно, чтобы вовремя гасить «зажигалки» — фугасные и зажигательные авиабомбы, которые фашисты буквально сыпали на дома. Благодаря личному мужеству участников групп самозащиты, включая самых юных, удалось спасти огромное количество людей и городских зданий.
Картошка на площади Декабристов
Спустя почти полтора года с начала блокады города на Неве, 10 декабря 1942 года, исполком Ленинградского горсовета депутатов трудящихся выступил с решением закрепить сроком на пять лет за предприятиями и учреждениями земельные участки для распределения их между рабочими и служащими. Они выделялись из городских земель Ленинграда «под коллективные и индивидуальные огороды».
Такое решение было продиктовано печальным опытом первой блокадной зимы. К ее испытаниям Ленинград оказался не готов. Но сразу после этого ленинградцам стали выдавать наделы земли во всех скверах, парках и на площадях для выращивания овощей и фруктов на зимний запас. Остались свидетельства, что на площади Декабристов активно выращивали картошку, а на земле возле Исаакиевского собора посадили капусту.
В документах того времени работа на блокадных огородах приравнивалась к производству вооружений.