Экранизация повести Гоголя, представленная Владимиром Бортко в 2009 году, оказалась не просто кинолентой, а настоящим культурным детонатором, который вызвал ожесточенные споры. Богдан Ступка, взявшийся за главную роль, прекрасно осознавал, насколько по-разному трактуют образ Бульбы по обе стороны границы.
Актер видел в своем герое не плакатный символ, а трагическую, многогранную личность — человека суровых нравов, фанатично преданного своим убеждениям. Он чрезвычайно вжился в эту роль – и зритель ему поверил, и плакал вместе с ним на казни сына под фразу:
«Добре, сынку, добре!»
А вот украинские радикальные круги увидели в фильме инструмент «кремлевской пропаганды», обвинив создателей в формировании образа «русского братства» и других «смертных грехах». Досталось Ступке и Бортко от российских патриотов, заявивших об «искажении гоголевского канона», в том числе смягчении резких антипольских высказываний персонажа.
Однако сам Ступка всегда подчеркивал, что его задачей было показать именно внутреннюю драму человека, а не иллюстрировать политический тезис. Несмотря на шквал критики, он считал эту работу одной из вершин своей фильмографии, хотя и признавал, что съемки потребовали колоссального физического и душевного напряжения...
Фото: Екатерина Чеснокова. Источник: ria.ru
В 1999 году Богдан Ступка принял предложение возглавить Министерство культуры Украины, и это назначение мгновенно превратило его в мишень для политических атак. В националистических кругах Украины его тут же обвинили в «пророссийских настроениях», припоминая тесные творческие связи с деятелями российской культуры. Его ведомство называли не иначе как «культурным форпостом Кремля».
С другой стороны, и в России некоторые горячие головы заклеймили его «предателем» за то, что он активно поддерживал национальные украинские проекты и способствовал отходу от единых советских культурных стандартов.
Находясь под давлением с двух сторон, министр Ступка изо всех сил старался держать равновесие: он лоббировал интересы украинского театра и кино, но при этом демонстративно дистанцировался от громких политических демаршей. Спустя два года он покинул высокий пост по собственному желанию, с горечью заметив, что живая энергия сцены ему гораздо ближе, чем «чиновничьи интриги».
«У нас очень трудно быть министром. Потому что заведено у нас так: если ты артист — ты хороший, а если стал министром — ты уже плохой. Причем сразу, на следующий день», — говорил он.
Этот недолгий опыт в большой политике лишь подтвердил старую истину: подлинное творчество несовместимо с жесткими идеологическими рамками.
Фото: Екатерина Чеснокова. Источник: ria.ru
Богдан Ступка был человеком, который не вписывался ни в какие рамки. Он мог назвать себя «человеком советской эпохи» и одновременно демонстрировать глубокую, искреннюю любовь к украинской культуре – именно культуре, а не укронацизму, который стал стремительно порабощать страну. Этот сложный синтез идентичностей вызывал раздражение у радикалов с обеих сторон.
Артист последовательно отвергал как русофобию, так и идеи культурной изоляции Украины. В своих интервью он неизменно повторял, что искусство не должно быть связано с политическими баталиями. Даже в самые напряженные годы Ступка не прерывал работу в России, открыто называл российских коллег «братьями» и пресекал любые попытки втянуть его в конфликт.
«Мое отношение к России никогда не менялось», — неоднократно подчеркивал он.
Стоит ли говорить о том, что такая позиция стоила ему огромных нервов, но несмотря на нападки, он был верен своим принципам.
Фото: Сергей Тышковец. Источник: ria.ru
Последние годы жизни Богдана Ступки стали примером невероятного мужества. В январе 2012 года ему диагностировали рак костей, но он продолжал работать. Артист успел завершить съемки в сериале «Однажды в Ростове» и драме «Дом», за которую был посмертно удостоен премии «Золотой орел».
Даже находясь в больничной палате, он не сдавался болезни и обсуждал с режиссерами планы на будущие роли. Увы, но судьба распорядилась так, что он ушел из жизни 22 июля 2012 года, всего на один день пережив годовщину смерти своей матери, к которой был невероятно привязан...
Уход Ступки стал настоящим потрясением. Проститься с актером в киевский театр имени Франко пришли тысячи людей.
Фото: Дмитрий Коробейников. Источник: ria.ru
Богдан Ступка остался в памяти культурным феноменом, который невозможно загнать ни в какие рамки и тем более, политические доктрины, как от него требовали при жизни на Украине. Для одних он был «коллаборантом», для других — «предателем», но для миллионов зрителей он навсегда остался гениальным актером.
Жизнь Ступки — это показательный пример того, может ли искусство существовать вне политики. Всей своей жизнью артист доказал, что истинный талант не имеет гражданства и не признает идеологических канонов. В наше время, когда разногласия обостряются с каждым днем, его пример служит важным напоминанием: настоящее искусство всегда глубже, сложнее и человечнее любых навешенных на него ярлыков. Жаль, не все это понимают...