Депутат Колунов: большинство россиян поддерживает запрет электросамокатов
Вслед за запретом электросамокатов в Благовещенске по регионам России прокатилась серия законодательных инициатив, направленных на борьбу со средствами индивидуальной мобильности (СИМ). 14 июля мэр Благовещенска Олег Имамеев сообщил о введении полного запрета на использование электросамокатов. "Пытались выстроить диалог с операторами электросамокатов, но ничего из этого не вышло", — заявил градоначальник. По словам Имамеева, большинство людей воспринимают электросамокаты "как игрушку", что приводит к росту числа ДТП. Так, по данным МВД, за 2024 год в России было зафиксировано 4,42 тыс. аварий с СИМ, в результате которых погибли 54 человека, в том числе шесть детей. Власти Благовещенска решили наказывать за передвижение или установку электросамокатов штрафом до 100 тыс. рублей по каждому факту нарушения. После этого в Елабуге (Татарстан) объявили о запрете проката электросамокатов и других СИМ. Причина — в Елабужском районе нет необходимой инфраструктуры, говорят чиновники. Аналогичные меры стали действовать и в двух муниципалитетах Ставропольского края — в Солнечнодольске и Изобильном. Также возможность введения запрета на СИМ сейчас обсуждается в Кудрово Ленинградской области и в Хабаровском крае. В Челябинске тем временем решили эвакуировать самокаты, которые жители оставляют в непредназначенных для этого местах. Глава города Алексей Лошкин отметил, что самокаты превратились в "опасный аттракцион". По его словам, если ужесточение требований не поможет снизить аварийность, то власти города примут дополнительные меры. В Госдуме же заявили, что ~полный запрет на использование электросамокатов на федеральном уровне вводить не планируется, решение остается на усмотрение регионов.~ В столичном Дептрансе, например, идею запрета СИМ уже отвергли. Что думают россияне Большинство жителей РФ (82%) положительно восприняли запрет на электросамокаты в Елабуге и Благовещенске, о чем свидетельствуют результаты опроса Новости Mail, которые есть у "Газеты.Ru". Отрицательно отнеслись к идее запретить электросамокаты только 16%. Остальные не определились с позицией. Также 49% россиян считают, что запреты на использование электросамокатов будут введены "во многих населенных пунктах". 10% опрошенных полагают, что запреты коснутся только крупных городов России, 16% — что запреты будут единичными, и столько же верят, что большинство регионов просто ужесточат правила и контроль. Депутат Госдумы Сергей Колунов в беседе с "Газетой.Ru" заявил, что введение запретов в регионах было правильным ответом со стороны чиновников на жалобы граждан. "Раз введен запрет, значит, был такой запрос со стороны жителей. Власть слышит людей, реагирует, и это абсолютно правильно! ~Мы видим, что растет количество аварий с электросамокатами, растет количество пострадавших. И эти меры необходимы~", — считает парламентарий. По словам Колунова, запреты будут распространяться дальше по России в случае большого количества жалоб со стороны граждан. "Здесь все зависит от мнения жителей. На сегодняшний день мы видим от большинства поддержку ограничений электросамокатов и иных СИМ. Я отмечу, что речь не только о передвижении на них, но и о парковке. Сегодня мы наблюдаем "навалы" СИМов на тротуарах в наших городах. Такого, конечно, быть не должно", — заявил депутат. Кикшеринг не согласен "Большая тройка" операторов кикшеринга (Яндекс Go, "МТС Юрент" и Whoosh) выступила против запрета электросамокатов, отметив, что Благовещенск и Елабуга выбрали неэффективный подход. "Действия властей Благовещенска и Елабуги демонстрируют пример непродуктивного подхода к регулированию. Более того, сервис Юрент в Благовещенске не работал, а в Елабуге, по нашей информации, не представлена ни одна из кикшеринговых компаний. Поэтому использовать их в качестве примера и ориентироваться на их опыт как минимум преждевременно", — заявили в пресс-службе "МТС Юрент". Также в компании рассказали "Газете.Ru", что популярность СИМ только растет и кикшеринг хочет достигнуть нулевой аварийности к 2030 году. "В целом в первом полугодии 2025 года количество поездок на самокатах Юрент выросло более чем на 40%. Это опять же про спрос и влияние этих "ограничений", — сказали в пресс-службе. Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман заявила, что в Благовещенске не сложилось конструктивного диалога между отраслью и администрацией. По ее словам, чиновники "не воспринимали" предложения кикшеринговых компаний, а в муниципалитете нет согласованности решений по работе с СИМ. "~Операторы активно шли на контакт и реагировали на просьбы власти в снижении скорости, закрытии зон и пр. Вплоть до показательной эвакуации 300 самокатов и требованием 5 млн за возврат этих транспортных средств~. Безусловно, мы продолжим обжаловать это решение", — заявила Эрдман. Тем временем вице-президент "Национального автомобильного союза" (НАС) Антон Шапарин заявил, что ~запрет самокатов приведет к хаосу в отрасли~. "В Благовещенске запретили все электросамокаты. А как можно проконтролировать нарушителей? Никак, потому что сотрудники ГАИ догнать самокатчика не могут, да и не будут. Камеры не будут фиксировать нарушения ввиду отсутствия номеров. Получится убрать только прокатные самокаты, которые как раз-таки были на виду и доступны для контроля", — подчеркнул правозащитник. Надежда пешеходов Интересы пешеходов с точки зрения безопасности не учитываются в действующих ПДД, заявил председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов "Союз пешеходов" Владимир Соколов, говоря об электросамокатном движении с "Газетой.Ru". По его словам, в России все еще нет городов, где было бы возможно безопасное движение электросамокатов, пешеходов и других пользователей СИМ. Причина — недостаточные вложения в инфраструктуру. В связи с этим бороться с электросамокатами стало возможно только путем запретов, заявил Соколов. "~Это единственная надежда, которая осталась у пешеходов~. Правительство не готово разрушить новые направления дорожного движения, в котором принимают участие уже 2–3 млн человек. Для защиты граждан пока есть единственный четкий инструмент — это поправки, которые вносятся региональными властями", — отметил он.