Вагончик купится, а рельс останется
Екатеринбург – третий город России по протяженности трамвайной сети: более 200 километров по состоянию на 2024 год. Горожане регулярно жалуются на нерегулярность движения по 23 маршрутам, переполненность салонов, неудобные вагоны и низкую скорость.
Быть может, этот вид транспорта в современных условиях устарел? Наоборот! Он может спасти мегаполис в условиях запредельного уровня автомобилизации. Об этом заявил на выставке ИННОПРОМ-2025 генеральный директор компании "ЛабГрад" Александр Баранов (Санкт-Петербург). Именно его команда несколько лет назад разработала документ со сложным названием "Система требований и рекомендаций по внедрению инструментов транспортного макромоделирования для транспортной модели Екатеринбурга".
В каком направлении властям мегаполиса следует развивать сеть рельсового транспорта (включая городскую электричку), эксперт рассказал корреспонденту "Уралинформбюро".
.jpg)
– На ИННОПРОМе вы призвали развивать в Екатеринбурге сеть рельсового транспорта. Почему именно ее?
– Ваш город, в отличие от многих миллионников, находит возможности строить новые трамвайные линии. Но если смотреть в динамике, то трамвай по популярности в Екатеринбурге начал уступать личному транспорту. Сегодня здесь уровень автомобилизации выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге! Там около 300 машин на 1000 жителей, у вас – 450!
Но пространство для движения и парковки личного транспорта в городских условиях не бесконечно. Оптимальный вариант автомобилизации для крупного города – 150 автомобилей на тысячу жителей. И приблизиться к таким показателям можно в том числе за счет развития городской рельсовой сети.
Решая, что строить в первую очередь – новые автодороги и развязки или инфраструктуру для рельсового транспорта, городу следует выбрать рельсы. И сделать всё возможное, чтобы трамвай стал привлекателен для горожан.
– Что именно нужно сделать?
– Во-первых, обеспечить трамваям высокую скорость сообщения. Скорость достигается обособлением полотна и быстротой прохождения перекрестков. Пример – проект "Чижик" в Санкт-Петербурге. Там комплексной реконструкцией трамвайной сети в Красногвардейском районе предусмотрено, что на перекрестках при маневре левого поворота сначала загорается зеленый свет для трамвая – всего на несколько секунд (но это очень важные секунды!) – и только потом – для колесного транспорта. Таким образом трамвай получает возможность соблюдать расписание и интервалы движения.
Замена подвижного состава, конечно, важна. Но от этой замены будет мало толку, если новые вагоны будут ездить по старым рельсам, под которыми к тому же залегают инженерные коммуникации, которые периодически нужно чинить, а значит – постоянно раскапывать трамвайные пути. И третий момент – обеспечение комфорта перевозок. Он достигается многими факторами, в том числе наличием в вагоне систем климат-контроля и площадок для маломобильных граждан, женщин с детьми и колясками.
.jpg)
– В Волгограде и Челябинске активно развивается так называемый метротрамвай. Рассматривал ли "ЛабГрад" при создании транспортной модели Екатеринбурга возможность внедрения этого вида перевозок?
– Волгоград не самый удачный пример метротрама. Там проложены отдельные маршруты для "подземного" трамвая и для "наземного", и они никак не связаны между собой. А для Екатеринбурга – да, конечно, рассматривали, еще в 2018 году, когда работали над концепцией транспортного развития города в проекте генплана. Мы изучали разные сценарии развития рельсового транспорта. В том числе было предложено использовать вторую линию метрополитена для трамвайного сообщения, "загнав" в тоннель трамвайные маршруты.
Но тогда тема метротрама была не особо актуальной и не поддерживалась на федеральном уровне. И всё же, я думаю, стоит поднять вопрос строительства системы метротрама на месте второй очереди метрополитена Екатеринбурга. Таким образом вы получите комплексную схему: существующие трамвайные линии, метротрам на месте второй очереди метро, третья очередь метрополитена (для связи Академического и Солнечного с центром города – прим. ред.) и развитие диаметров железнодорожной инфраструктуры для обслуживания пригородов. И всю эту схему нужно связать пересадочными узлами и удобными пешеходными и велоподходами. Для Екатеринбурга это была бы структура, способная на равных конкурировать с маршрутами автомобильного транспорта.

– В Екатеринбурге уже не первый год идут разговоры о строительстве линий городской электрички, большого железнодорожного кольца вокруг мегаполиса с захватом городов-спутников. В роли инвестора должны были выступить РЖД, но после смены руководства компании проектирование приостановилось. Стоит ли вообще городу браться за такой сложный проект?
– Городская железная дорога – это история исключительно про инвестора, в данном случае РЖД. Екатеринбург в одиночку не сможет ее построить. Задача города – подготовить резервы земельных участков, провести инженерные и геологические изыскания, рассчитать будущие потоки на той или иной линии. Кто более подготовлен в этом вопросе, тому и деньги достанутся. На уровне генплана город готов к такому проекту, но нужно детализировать каждый конкретный участок той же линии городской электрички, увязать ее маршруты с маршрутами трамвая и метро.
– Есть надежда, что всё сказанное будет учтено при реализации требований и рекомендаций, разработанных "ЛабГрадом" для Мастерской генплана Екатеринбурга?
– Наша разработка – методика внедрения инструмента моделирования транспортных потоков и оценки рисков для транспортной сети при развитии новых территорий. Например, в городе запланирован новый квартал или появился новый девелоперский проект по застройке чего-то высокоплотного. Эта модель позволит Екатеринбургу оценить, какие проблемы этот проект создаст для улично-дорожной сети и где конкретно они проявятся. Мы передали наши разработки в Мастерскую генплана, сейчас, думаю, идет уже второй этап реализации – внедрение перечисленных принципов в системы управления. А вот следующий шаг – наполнение системы данными – может занять длительное время. И "прямо завтра" эффекта не стоит ждать: модель рассчитана для принятия решения на 10–20 лет вперед.
Беседовал Евгений СУСОРОВ