Как самарские старики продолжают жить на сцене, уже закончив свою земную историю

Истории бабушек и дедушек, самых обычных, без звезд и званий, описанные их детьми и внуками, превращаются в театральные постановки. И аншлаг в слезах, от которых не может удержаться ни один зритель: "Это же и про моих!", обещает спектаклям долгую жизнь. Проект благотворительного фонда "Хорошие истории" под названием "Обычные истории", стартовав в Самарской области, идет по всей стране. На сайте "Хорошие истории.РФ" можно найти рассказы не только авторов Поволжья, но и Новосибирска, Калининграда и даже дальнего зарубежья. Для памяти нет границ.

Как самарские старики продолжают жить на сцене, уже закончив свою земную историю
© Российская Газета

Страничка-другая текста, написанная рядовыми пользователями (хотя и журналисты не удержались оставить след в истории), подкупает не пафосом, а искренностью. Ведь помним мы своих предков не по орденам, а по теплым глазам, уютным коленям и бойкому словцу к месту, не всегда и мягкому.

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь

Бабку мою все вспоминают веселой. Оно и понятно, жизнь трудную надо было как-то уравновешивать. А потому в свободные от трех работ минуты любила она поправить классика: "Весь мир не театр, а цирк...". После чего она принималась рассказывать, нет, не анекдоты, а истории из своей жизни. Например, о том, как выкрала из Чкалова (ныне Оренбург) своего годовалого племянника. А тем временем у нее самой сапоги увели, и до осенней Самары на перекладных пришлось добираться босиком. "Зачем младенца увезла?" - не унимались всегда мы, внуки, уже знавшие наизусть эту историю. "А потому увезла, что отца и мать его репрессировали, и мальчишке как сыну врагов народа был прямой путь в специальный детдом. В Самаре же тетки его вырастили. Он до трех лет вообще от страху не говорил, а потом слово за слово...и стал лауреатом Госпремии".

Этой истории на сайте проекта еще нет, ибо у меня, как у бабушки, "забот полон рот". Зато есть другие, не менее яркие и теплые. Бродя среди них, возвращаешься в тот мир, где деды были большими, а мы - самыми любимыми.

Писать и помнить

Проект "Обычные истории" - копилка памятных историй о наших близких для всех. Только за первые месяцы число посетителей сайта проекта перевалило за сто тысяч. А постановки по рассказам обычных людей становятся не просто жизнью вечной для наших старших родственников, но и, выражаясь языком психологии, сеансами арт-терапии для нас самих. Учат любить родных не только в праздники, но и когда разногласия, ошибки, болезни. Любить родных и Родину - ведь тоже совсем рядом.

"Мы собираем истории обычных людей про своих старших, близких и далеких. Про то, что важно, про то, что радует или болит, про память рода, - поделилась автор проекта, исполнительный директор благотворительного фонда "Хорошие истории" Татьяна Акимова. - Некоторые авторы не просто оставляют на сайте текст, а читают его в семье или на работе, а потом размещают в сети видеозаписи. Даже если история и не попадет на большую сцену, она уже не сотрется в памяти семьи, будет полезна для детей и внуков не только самого автора, но и других".

От слова к сцене

Сначала было слово - это библейское, как корни …Вот увлеченные идеей люди и продолжают писать на сайт. Хотя мало ли таких ресурсов, пройдет время и интерес к виртуальным воспоминаниям поостынет... Поэтому придать им энергию жизни авторы проекта решили через театр.

"Задачу мы перед театрами поставили серьезную и трудную, ведь не всякий даже профессиональный режиссер возьмется сделать спектакль из житейской истории, где и драматургии-то часто нет. Поэтому очень переживали. Но уже в первом сезоне, несмотря на сжатые сроки всего в два месяца, у нас вышло три полноценных спектакля, получивших премии фонда. А всего заинтересованных театров оказалось семь. Они сами выбирали истории и делали по ним эскизы на 30-40 минут. Затем экспертный совет отобрал из них лучшие, которые и стали полноценными спектаклями, - рассказывает член экспертного совета, директор театра "Самарская площадь" актриса Наталья Носова. - Важно, что наши участники - это театры, не получающие финансирование из бюджета, часто вообще любительские или народные. Для них суммы, которые выделял проект, стали не только возможностью самовыразиться, но и купить какое-то сценическое оборудование, сделать декорации, костюмы".

К какому жанру отнести такие постановки по народным сюжетам, эксперты пока определяются. Это не документальный театр, потому что и документов в основе пьесы нет, и лишь игра актеров все оживляет. И не вербатим с прямой речью реальных людей, а многократное переосмысление воспоминаний...

Но пока критики спорят, в театре "Самарская площадь", где в один день прошли показы всех трех спектаклей-победителей, зрители переживали бесспорное чувство единения со своими предками. А дальше, как по цепной реакции, уже со своими детьми, внуками, правнуками. Я же вообще против любого деления по форме, только - по существу, поскольку самое ценное в жизни - это светлая грусть, слезы счастья и жизнь после жизни. Для чего проект и создан.

Спектакли получились самые разные. К примеру, детская студия при тольяттинском театре "Дилижанс" представила постановку по историям сразу двух авторов, соединив житейские опусы про стряпню и воспитание одной бабушки с национальным темпераментом и юмором двух других старушек, русской и еврейской. Вот такой творческий обед. Несмотря на то, что в этом сценическом котле варились юные актеры, которые для обозначения возраста лишь надевали платочки, "блюдо" получилось вкусным до слез. А куда же в театре без эмоций.

Театр "Апельсин" из Кинеля, напротив, для пущей аутентичности действа пригласил на сцену даже не самодеятельных актрис, а простых односельчанок в возрасте 80+. И когда спектакль закончился, на сцену к ним с цветами и поздравлениями в течение получаса шли и шли их внуки и правнуки, чтобы по-современному сказать звездам: "Ба, ты такая классная!". И просто по-родственному обнять.

Новый сезон

В этом году проект "Обычные истории" получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. А это расширяет возможности как для театров, так и для авторов. Истории можно теперь писать сразу на несколько предложенных тем, что, по мнению организаторов, не только поднимет новые слои семейной культуры, но и привлечет в проект молодежь. А темы такие: история моего дома, дети войны, легенда моего рода, когда я буду бабушкой, история одной вещи. Вот на последней у меня просто руки зачесались написать про бабушкин комод, в котором мы, дети, нашли тайник со старыми игральными картами.

Сбор историй на портале идет полным ходом и продлится до конца августа. Читки народных рассказов в этом году будут проходить онлайн для всех желающих, идею уже подхватили многие известные люди, взрослые авторы и даже дети.

А по осени в дело вступят театры, которые выберут отозвавшийся им сюжет и семь коллективов получат финансирование на создание эскиза. Сумма финансирования выросла с 20 до 70 тысяч рублей. А призовой фонд для пяти спектаклей-победителей составит 400, 300, 200, 100 и 50 тысяч рублей.

Что важнее, сами эти истории или выход автора на сцену - каждый ответит для себя. Конечно, театры с их способностью перемещаться во времени и представлять многообразие характеров, дают возможность авторам искренне поговорить со зрителями. Но не менее важно сесть и просто написать свою семейную историю, чтобы самому осознать опыт, прежде чем передать его детям и внукам.

"Наш проект помогает не только сохранить память о личных и семейных судьбах, поговорить о старшем поколении, но и обратиться к зрителю на его языке - через искусство, близкое и понятное. По сути, это социальный театр, способный вызвать отклик в сердцах и объединить разные возрасты вокруг того, что волнует каждого человека", - говорит Татьяна Акимова.

Из ненаписанного

Матушка моя трудилась после войны на заводе в старом городе. А ее коллега рядом с тем заводом жил, на Льва Толстого, значит уже выигрывал во времени на дорогу. Но настоящим счастливцем его сделал случайно обнаруженный кран в подвале дома, из которого текла чистая как слеза водка. Ликёро-водочное предприятия было совсем недалеко и, видимо, когда-то между владельцами особняка и завода существовали крепкие связи. Радость советского заводчанина была бы бесконечной, но погорел он на том, что слишком многим про волшебный кран рассказывал, и даже угощал из него. Однажды трезвым утром в квартиру пришли люди в форме и кран перекрыли. Правда штрафовать болтуна не стали, ибо сам он уже себя наказал