Он создавал магию сцены
Ему повезло родиться в удивительное время, когда в России только появлялся тот театр, каким мы его мыслим сейчас. Именно в тот период, в начале ХХ века, творили Станиславский и Немирович-Данченко, Мейерхольд и Таиров — все они стали столпами, заложили основы современного драматического театра, и каждый режиссер сейчас не только изучает их труды и методы, но и причисляет себя к их последователям. Александр Таиров, кажется, был призван театром — как вспоминал он сам, в восемь лет он увидел постановку братьев Адельгейм «Фауст», и с того момента беззаветно, преданно и по-юношески страстно был влюблен в сцену. Как только представлялась возможность, мальчишка присоединялся к частным труппам, стремился учиться у тогдашних мэтров. Кажется, старательный парень родился под счастливой звездой — уже в 1905 году в свою труппу его пригласила сама Вера Комиссаржевская, открыв Таирову дорогу на столичные подмостки. Роман с театром, как казалось, закончился в 1913 году, когда, «излечившись от актерства», молодой человек решил стать адвокатом, окончил институт, но вскоре вернулся на сцену в новом амплуа режиссера, в котором ему предстояло стать первооткрывателем.
Чутко уловив потребности времени, в своем только что открывшимся Камерном театре в особняке на Тверском бульваре Таиров собрал вокруг себя единомышленников, а сердцем труппы стала Алиса Коонен, его муза и супруга. Режиссер и артисты полностью переосмыслили существование на сцене, создавая образный, синтетический театр, где важным средством выразительности стала пластика. По собственному определению Таирова, «театр эмоционально насыщенных форм». После революции, на гребне волны всеобщих поисков новых форм, которые должны были соответствовать молодому государству, в постановках Таирова «Адриенна Лекуврер», «Федра», «Опера нищих», «Гроза», «Мадам Бовари» хореография, музыка, сценография, созданные ведущими авангардистами Алексеем Весниным, Павлом Кузнецовым и Александрой Экстер, сплетались воедино, отзываясь в сердцах публики, восхищенной этим необычным театром. Увы, как и у многих деятелей культуры, роман с властью был недолгим — в 1936 году на Таирова обрушились с критикой друзья и недруги за сатирическую постановку «Богатыри» по пьесе Демьяна Бедного. Так началась постепенно нарастающая опала.
Бережную память о маэстро хранит сегодня Театр имени Пушкина, «наследник» Камерного. В этом сезоне в репертуаре появился спектакль в постановке художественного руководителя Евгения Писарева «Плохие хорошие» по пьесе «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда. Режиссер подчеркнул, что в первую очередь эта работа — восстановление исторической справедливости и дань памяти основателю. Именно эта пьеса оказалась последним, над чем работал великий режиссер, но так и не увидела своего зрителя. Его работу остановили с казенной формулировкой «за низкопоклонство перед Западом», обвинив в отклонении от канонов соцреализма, который тогда стал единственным разрешенным направлением. Камерный театр закрыли в 1950 году. Александр Таиров умер через четыре месяца.