Просвещать, развлекая. Дмитрий Овсянников о том, как писать исторические романы

Сегодня в проекте #встречисавтором - Дмитрий Овсянников, писатель, участник литературного семинара "ПарОм". Он пишет биографические романы, этническое фэнтези, сказки, а также сочиняет юмористические стихи. Некогда омич, сейчас живёт и творит в Москве. В интервью "Омск Здесь" автор романа "Брабантский мастер Иероним Босх" расскажет, как происхождение повлияло на тематику его произведений, каково быть литературным наставником, почему Врубель почти эльф и что помогает сохранять связь с Омском. - Дмитрий, когда вы впервые почувствовали желание заниматься словесным творчеством? - Первое стихотворение я написал ещё в студенчестве. Но серьёзно писать начал позже, лет тринадцать тому назад. Причём сразу же взялся за роман - мою первую книгу, "Осколки Сампо". К тому времени у меня накопилось знаний и впечатлений, и мне впервые захотелось рассказать собственную историю. - Что сформировало ваши предпочтения в литературе? Кто оказал влияние? - Я всегда любил читать, начиная со сказочных повестей в детстве и исторических приключений в юности. С детства любил Н. В. Гоголя и Астрид Линдгрен, в семь лет впервые познакомился с "Хоббитом" Дж. Р. Р. Толкина. Затем были И. А. Ефремов и Г. Р. Хаггард, всего не перечислить. Всё это так или иначе остаётся со мной. Любопытно, но одной из последних капель для начала первой книги стал "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких. Надо сказать, что многие классические или хотя бы широко известные вещи я начал находить и читать уже взрослым человеком. И это, я полагаю, к лучшему - у меня есть возможность для по-настоящему вдумчивого чтения. - Как писатель вы "выросли" на "ПарОме", теперь помогаете в этом другим молодым авторам, выступая ведущим семинара в секции "Проза". Как ощущалась смена статуса? Что главное в формировании начинающего литератора? - Уточню, секция не "Проза", а "Фантастика и фэнтези" (это два обособленных направления на "ПарОме"). Смена статуса произошла не вдруг, после нескольких написанных и изданных книг. В формировании начинающего литератора очень важна постоянная практика и общение с другими литераторами, особенно - более опытными, готовыми поделиться знаниями и дать полезные советы. Дело в том, что полноценный разбор чужого текста, конструктивная критика - это ответственный труд. Здесь недостаточно просто сказать, мол, мне нравится или не нравится. Нередко нужно становиться выше собственных предпочтений и смотреть с точки зрения мастера. И да, даже опытный литератор постоянно учится и нуждается в разборе собственных текстов. "ПарОм" даёт своим участникам именно возможность регулярного общения и разбора - ЛитО собирается ежемесячно, и это замечательно. - В чём особенности создания биографической прозы? Чего требует работа над историческим романом, чтобы соблюдался баланс между фантазией и достоверностью? - Биографическая проза - тот же исторический роман, где в центре повествования жизнь одного человека. Часто - вся жизнь, с детства до могилы. И, безусловно, спрос здесь тот же, что и в историческом романе - зная факты о жизни человека или хотя бы условия, в которых он жил (если фактов мало), не писать того, чего не могло быть в принципе. Например, Иероним Босх не был протестантом (он не дожил одного года до начала Реформации) и не участвовал в событиях Нидерландской Революции - до неё он тоже не дожил. Даже современные ему Бургундские войны обошли художника стороной. Кроме того, на мой взгляд, в биографической прозе больше внимания следует уделять именно тому, чем человек прославился. Разумеется, все люди едят, пьют, занимаются любовью и прочее. Но помнят их, как правило, не за это! - Сейчас у вас в работе роман о Михаиле Врубеле. Можете немного рассказать об этой книге? Какой она будет и когда планируется публикация? - Роман о Михаиле Врубеле уже закончен и даже отредактирован. Осенью он выйдет в "Издательском доме Мещерякова" в серии "Искусство жизни", где уже вышли романы о жизни Модильяни, Шилле, Босха, Кандинского и Рахманинова. Врубель - гениальный художник, успевший поработать во всех отраслях изобразительного искусства, личность, полная загадок. История его жизни отличается тем, что в ней, не погрешив против фактов, возможно допустить присутствие сверхъестественного начала. Сам Врубель очень сильно напоминал сказочного персонажа, можно сказать, эльфа, живущего среди людей. Это отражалось во всём - от творчества до бытовых привычек художника. - Вы также пишете этническое фэнтези и сказки. Откуда тяга к созданию повествований с народным колоритом? - О! Об этом можно говорить долго. Начать хотя бы с моей любви к карельской культуре (я карел по происхождению). А ещё с того, что масса интересных вещей остаётся без внимания публики и рискует быть забытой - хочется уберечь её от этого. В конце концов, для чего выдумывать несуществующие миры и культуры, когда наш собственный мир изобилует тем, что достойно внимания и полноценной жизни? В этом плане показателен пример Вальтера Скотта. До выхода его романов о шотландцах шотландцами пренебрегали даже профессиональные этнографы. Благодаря трудам сэра Вальтера мода на всё кельтское вышла далеко за пределы Шотландии и всей Британии! Я считаю, что добротное этническое фэнтези близко к научной фантастике, только наука здесь - этнография. И здесь, и в научной фантастике работает один и тот же принцип - просвещать, развлекая. - Вы любите путешествия и фильмы: какие места и картины посоветовали бы к знакомству? - Тут выбор зависит от ваших предпочтений и выбранной темы. Для каждого сюжета, даже происходи он в вымышленном мире, можно найти подходящее место в мире нашем. И мало найдётся историй, хотя бы вскользь не затронутых фильмами - художественными или документальными. Нужно искать! - Сейчас живёте в Москве. Скучаете по Омску? - Каждое место для меня - это прежде всего дорогие мне люди, которые там живут. Пока они со мной, связь с Омском сохраняется. Фото: скриншоты проекта "Встречи с автором"

Просвещать, развлекая. Дмитрий Овсянников о том, как писать исторические романы
© Омск Здесь