Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Частые отключения мобильного интернета — это новая норма. Комментарий Георгия Бовта

В Камчатском крае ввели временные ограничения в работе мобильного интернета и геопозиционирования, сообщил губернатор Владимир Солодов. Он отметил, что временные неудобства, связанные с перебоями в работе интернета и иными ограничениями, необходимы для обеспечения безопасности жителей. В качестве альтернативы в одном из районов Петропавловска-Камчатского до конца недели развернут восемь публичных точек Wi-Fi. Что происходит с интернетом в стране и почему?

Новость из Камчатского края кажется странной. Вроде бы прилет дронов туда не грозит — до Украины более 7 тысяч километров по прямой, таких дронов у ВСУ пока нет. Однако стоит вспомнить, что 1 июня Минобороны России сообщило: под удары вражеских беспилотников тогда попали военные аэродромы не только в относительно близких к Украине Ивановской и Рязанской областях, но и в Мурманской, Иркутской и даже Амурской. Эти дроны были доставлены внутрь страны в фурах, поближе к целям, и оттуда стартовали. Этот печальный опыт положил начало массовым отключениям мобильного интернета в большинстве регионов страны.

А первый такой опыт — но в основном на западе, а также в Москве и Петербурге — был применен в связи с празднованием 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. В антитеррористических целях, как все понимают.

Для отключения мобильного интернета, который используется большинством дальнобойных дронов для наведения на цель (хотя есть и автономные), расстояние до зоны боевых действий подчас не является определяющим. Решающим фактором является понимание местным начальством и силовиками террористической опасности в широком смысле этого слова — с учетом наличия стратегически важных объектов в регионе, оперативных данных и прочих соображений, носящих по большей части секретный характер.

Число продолжительных отключений в более чем половине регионов страны в июне перевалило за 650 — особенно часто во второй половине месяца. Возможно, силовые структуры сочли, что такие меры дают значимый результат. Судя по открытым данным, которые могут быть неполными, рекордсменом отключений в июне стала Омская область, от которой до Украины более 2,5 тысячи километров. Были перебои в Красноярском крае, даже в Якутии и на Чукотке. При этом в Белгородской и Орловской областях интернет отключали реже, чем в соседних Брянской и Курской. Чаще чем через день отключали мобильный интернет в Нижегородской, Саратовской и Тульской областях, где расположено много важных стратегических объектов.

На Камчатке, новость о которой дошла только сейчас, отключение мобильного интернета началось еще в середине июня. Как объяснил губернатор Владимир Солодов, с тех пор при участии Минобороны и смежных структур проводились учения, направленные на предотвращение диверсий. По их итогам были выработаны дополнительные меры безопасности. Сейчас на полуострове, как сообщило региональное Минцифры, идут работы по восстановлению мобильного интернета. Там же сообщили, что более чем в 50 регионах страны «проводится аналогичная отработка действий всех ведомств по реагированию в кризисных ситуациях и действуют ограничения мобильного интернета». Так что на самом деле иногда речь идет не о непосредственной угрозе, а всего лишь об учениях или об упреждающих действиях на случай неожиданной атаки дронов.

Перебои с мобильным интернетом — это новая норма. Особенно с учетом усилий противника по наращиванию потенциала беспилотников. Также противник постоянно ищет возможности для совершения диверсий в глубоком российском тылу. Этим угрозам придется искать адекватный ответ, и ограничения мобильного интернета — один из них.

Гражданам и бизнесу надо учиться строить жизнь с учетом новых угроз. Не уповать на оплату товара мобильным телефоном, по СБП или QR-кодам — она может не сработать. Как и банковская карта, если терминал не подключен к проводному интернету или Wi-Fi. Старый добрый нал никогда не повредит. При навигации стоит вспомнить, а кому нечего вспомнить — научиться передвигаться по бумажным и иным офлайновым картам.

Вызывать такси или доставку — через оператора, а не через приложение. Не боготворить больше каршеринг и прочий «шеринг» — можно и без них обойтись. Соответственно, таксомоторным паркам стоит нанимать тех, кто умеет ездить не только по навигатору, но и хорошо знает город. Бизнесу стоит озаботиться проведением проводного интернета, не полагаясь на мобильный. Дубликаты всего и вся на бумажных носителях — еще одна полезная в наше время привычка.

По-своему успокоил ЦБ, сообщив, что цифровой рубль будет не полностью зависим от интернета — можно будет обходиться и без него. Посмотрим. После массового внедрения отечественного мессенджера Max — аналога всеохватного китайского WeChat, где, как обещают, будут храниться все ваши документы, можно будет проводить все платежи и даже подтверждать личность по биометрии, — не спешите поддаваться эйфории от удобства тотальной цифровизации. Лучше заранее позаботиться о том, чтобы продублировать всю свою жизнь офлайн. А то мало ли что. В том числе на случай каких-нибудь учений.