Без оков классики. Балет Мариинского театра вернулся в Москву месяц спустя
Прославленная труппа вновь приехала в Большой театр (на этот раз на Новую сцену) с репертуаром, который сложно назвать для нее презентационным. Это вечер балетов Игоря Стравинского, собранный из трех одноактных постановок разных лет.
Две из них - "Пульчинелла" и "Игра в карты" Ильи Живого - удерживаются в репертуаре с конца 2010-х, завершающие вечер "Танцсцены" на музыку Symphony in C - свежайшая премьера, осуществленная Вячеславом Самодуровым три месяца назад. Собранные в одну программу (в Петербурге их обычно представляют в другой конфигурации), они дали москвичам редкую возможность увидеть петербуржцев без любимых оков классики, при этом каждый из пяти показов представлял как минимум пару первостатейных звезд - в гастролях участвовали Виктория Терешкина, Екатерина Кондаурова, Рената Шакирова, Кимин Ким.
Открывающий московскую программу "Пульчинелла" - любимец хореографов, сто лет соблазняющий их игрой в классицизм, упруго собранной драматургией, подвижностью ритма, энергией и юмором итальянской комедии масок. Не устоял перед этими ингредиентами и Живой, выступивший не только хореографом, но и сценографом, в обеих ролях страстно влюбленным в Италию. Его спектакль прорисован как белоснежный театр на ослепительно-синем фоне, он сразу же рождает ассоциации с безупречным амальфитанским пейзажем.

Театр начинается появлением в центре сцены Актера (Ислом Баймурадов, Сослан Кулаев), чей монолог на трогательном итальянском заводит игру в commediadell'arte, только переходящую от слова к танцу. Историю Пульчинеллы и его подружки Пимпинеллы, обрамленную любовями и ухаживаниями Ковьелло с Пруденцей и Флориндо с Розеттой, Живой пересказывает традиционными соло, дуэтами и трио. Заводная, хихикающая и хохочущая, скачущая и кувыркающаяся музыка (к концу гастролей оркестр Большого театра под руководством петербуржца Арсения Шуплякова в ней вполне освоился) провоцирует хореографа на эскапады.
Но петербургское воспитание не позволяет Живому искать пластические эквиваленты музыке. Он чинно, хотя и качественно, развел четыре пары кордебалета и три пары солистов. Даже Пульчинелла, при появлении отличающийся от остальных гротескной сломанностью линий, уже в середине первого соло возвращается к привычным премьерским виртуозностям. Тем не менее, личный пластический опыт позволяет Александру Сергееву и Филиппу Степину в заглавной роли, Елене Евсеевой, Ренате Шакировой и Виктории Терешкиной в образе его возлюбленной персонализировать своих персонажей.
Гораздо сложнее сделать это исполнителям "Игры в карты" - балета со сложной структурой и еще более запутанным сюжетом, морок которого хореограф простодушно сводит к любовному треугольнику. И здесь Живой ищет поддержку в привлекательном историческом контексте - на сей раз, эпохе венского бидермейера, эпохе кружения прекрасных вальсов. Балет в красно-желто-бирюзовых тонах, поставленный как бенефис Екатерины Кондауровой, и держится ее усилием - выразительностью, разнообразием актерских оттенков и красотой роковой красавицы. Впрочем, виртуозные соло подарены Джокеру - и Максим Изместьев с Ярославом Байбординым блещут техникой, но не имеют шансов сравниться с балериной харизмой.

Прикладной служебности абсолютно лишены "Танцсцены" Вячеслава Самодурова. Хореограф, в последние годы работавший преимущественно с новой музыкой, впервые за десять лет вернулся к своему любимому Стравинскому. Он превратил в балет симфонию, написанную композитором в момент личного жизненного крушения и на пороге Второй мировой войны. Самодуров сделал зримыми, при этом многозначными, ее предчувствия и предсказания. За время, прошедшее со дня премьеры, сложносочиненный спектакль обрел отточенность, к которой всегда стремятся балеты Мариинского театра. А проложенный в "Танцсценах" путь от лучезарной беззаботности к реквиему стал строже и суше. Статусные звезды Мей Нагахиса, Надежда Батоева, Александр Сергеев, Рената Шакирова и Кимин Ким вылепили собственные портреты в предлагаемых обстоятельствах. Иначе выглядят взаимоотношения с текстом Самодурова артистов младшего поколения. Дарья Ионова, Роман Малышев, Александра Хитеева, Мария Чернявская, примкнувшие к ним опытные Филипп Степин, Максим Изместьев, Ярослав Байбордин и юная Алиса Баринова становятся частью общей бесстрашной танцевальной стихии. Это бесстрашие, обычно не свойственное хирургически-выверенному Мариинскому балету, в образ старейшей балетной труппы вносит новую краску.