В Ярославле поставили мистерию об основателе первого русского театра

В Ярославле состоялась мировая премьера мистерии "Федор Волков. Восхождение", приуроченная к 275-летию Волковского театра. Спектакль стал кульминацией юбилейных торжеств, проходивших в городе всю предыдущую неделю.

В Ярославле поставили мистерию об основателе первого русского театра
© Российская Газета

Работа над постановкой стартовала, по сути, еще в феврале 2024 года, когда в конкурсе драматургов "Жемчужина театра: Федор Волков и его время" победила ярославский автор Светлана Гиршон. Она получила сертификат на постановку своей пьесы "Выбор" в театре имени Федора Волкова.

Спектакль получил другое название, но духу пьесы режиссер Валерий Кириллов не изменил.

- В спектакле Волков - это хулиганистый мальчишка, который ищет свое место в творчестве, который жаден до жизни, - рассказала Светлана Гиршон. - У него в голове вертятся и рождаются какие-то образы, и, в сущности, все, что с ним происходит, - это во многом его фантазии. События своей жизни он переплавляет в образы будущего маскарада, и все действо - это сочинение самой главной его постановки, грандиозного маскарада "Торжествующая Минерва", посвященного коронации Екатерины Второй и ставшего для него трагическим.

На том супер-масштабном представлении XVIII века с помощью античных персонажей "изъявлялись гнусность пороков и слава добродетели", поэтому и яркое сценическое действо в Волковском театре изобилует сатирами, фавнами, нимфами, гарпиями, богами и музами. Словно с фасада здания театра спустились Аполлон (правда, почему-то усато-бородатый), муза трагедии Мельпомена и комедии - Талия. "Твой отец был купцом, твой отчим - заводчик, не ломай судьбу, дурак, иначе пожалеешь", - увещевает лучезарный покровитель искусств "Федю Волкова из Ярославля", пришедшего за разрешением играть на театральной сцене. Талия с Мельпоменой против, но Аполлон парню благоволит и эксперимент разрешает: "Люблю отчаянных. А этот ради идеи готов судьбу свою сломать. Посмотрим".

Богатств купеческий сын в итоге не накопил, в любви (по пьесе) оказался несчастлив, замарался в деле о свержении и "скоропостижной смерти" Петра III, отказался от дворянства и должности личного секретаря императрицы, но создал-таки первый театр не для узкого круга лиц, а общедоступный - "народную школу чувств и разума". Не подвел Аполлона.

И хотя все это было почти три века назад, пылью от ироничного местами текста пьесы и ее художественного воплощения не пахнет: приближенность к сегодняшнему дню и привычные современные выражения (например, "дорогого стоит") из уст античных персонажей не раз вызывали в зале смех. Автор пьесы и создатели спектакля, конечно, опирались на исторические источники, но от академичности и монументальности они намеренно отказались.

- Нельзя же было создавать нечто музейное. Драматургия, театр - это всегда здесь и сейчас, это живые люди с живыми страстями, - пояснила Светлана Гиршон. - Поэтому я оглядывалась на людей, которые меня окружают, работают в театре: режиссеров, актеров, работников цехов и служб. Когда видишь их не на параде, а в будничной работе, видишь, из каких нервов, страстей и горения создаются спектакли, то понимаешь, что ровно так же было и 275 лет назад.

Вдохновился идеей спектакля о Федоре Волкове даже Юрий Башмет: сценическое действо разворачивалось под музыку Кузьмы Бодрова и Игоря Есиповича в "живом" исполнении Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением маэстро Башмета. В театре рассказали, что прославленный альтист и дирижер будет со своим коллективом участвовать в показах спектакля в Москве и Санкт-Петербурге, а в Ярославле, вероятно, показы в основном пройдут в сопровождении Ярославского симфонического оркестра под руководством Василия Валитова.