Какие дороги отремонтируют и построят в России в 2025 году

Опубликованы данные по нормативам и срокам ремонта дорогДеньги и дороги Общая протяженность дорог в РФ —1,58 млн км. Из них 1 млн – местные, 502 тысячи км – региональные, 66,2 тысячи – федеральные. На период с 2025 по 2030 год на ремонт и содержание федеральных автодорог выделено 2,48 трлн рублей. Это меньше, чем требуют нормативы. Объем недофинансирования – 1,73 трлн, или 42%. А вот объем средств, выделяемых только на платные дороги, в 2025–2030 годах вырастет на 20%, с 877 млрд до 1,052 трлн рублей. Из них 889,5 млрд – субсидии из федерального бюджета. На участок будущей новой трассы Джубга-Сочи дадут 130 млрд, а 100 млрд – на расширение М‑4 в Ростовской области. Всего будет введено 647 км платных дорог. Общая сумма на все дороги на «шестилетку» – свыше 9 трлн рублей. Различные мировые рейтинги, оценивающие состояние дорожной сети в разных странах, неизменно помещают Россию в хвост первой сотни. А иногда и дальше – в район Бенина и Зимбабве. Наши дороги стабильно хуже, чем у Пакистана и Гондураса. В частности, так считают эксперты WEF – Всемирного экономического форума. Особого доверия к западным выводам нет, да и методика WEF сомнительна – опрос частных лиц из среды бизнес-элиты. А они полагают, что в Руанде дороги лучше, чем в Чехии. В Руанде мы пока не были, однако наши собственные ощущения говорят, что с дорогами у нас действительно не всё ладно. Особенно остро это чувствуется, если отъехать от Москвы километров на двести и куда-нибудь свернуть. Нормативы и жизнь Объективных причин тому множество. Одна из них, как ни странно, нормативы: они не позволяют делать дорогу ровнее и долговечнее, чем положено. И деньги на дальнейшее содержание тоже выделяют согласно нормативам, где назначенные суммы забывают индексировать. Да и ни к чему нам более жизнестойкие дороги – тогда из 7,5 тысяч дорожно-строительных организаций многие лишатся работы. Впрочем, вряд ли. Работы хватит всем. Даже несмотря на то, что с 2017 года межремонтные сроки эксплуатации дорог увеличены. Для дорог федерального значения – с 4–8 до 12 лет. А после проведенного капремонта с заменой нижних слоев – до 24 лет. Дороги по статусу подразделяются на федеральные, региональные, межмуниципальные и все остальные. Внутри этих градаций они делятся еще на семь категорий. «Федералка» может быть и «грейдером», это не запрещено. Базовое качество дорог определено заданными параметрами и примененными технологиями – всё прописано в нормативах. Отдельная группа стандартов детально объясняет, как и когда дороги надо ремонтировать. Проку от этого немного, потому что своевременный ремонт у нас часто отстает от графика. Устранение дефектов К примеру, ГОСТ Р 50597–2017 содержит требования к эксплуатационному состоянию дорог. Среди прочего определяет характеристики дефектов покрытия (какие именно дефекты считаются дефектами) и сроки их устранения. Для дорог и улиц высшей категории «отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см, глубиной 5 см и площадью 0,06 м²» должно быть устранено – не поверите! – за сутки. Для третьей категории – за семь суток. Для пятой – за двенадцать. Правда, не написано, с момента появления дефекта или с момента его обнаружения каким-нибудь уполномоченным лицом. Уполномоченные же лица, наверное, не ездят с линейкой каждый день по всем 1,5 млн км. Как бы там ни было, выбоины и проломы зачастую живут годами, постепенно размножаясь, расширяясь и углубляясь. Хотя, по идее, на текущий оперативный ремонт дорог все необходимые средства должны быть в наличии. А у нас отговорка «нет денег, ждем, когда дадут» – обычное дело. Кстати, «отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более чем на 1 см» должно быть устранено не более чем за сутки. На дорогах всех категорий! Главные стройки 2025 года Нехватка средств не отменяет ремонта старых дорог и ввода в строй новых. Росавтодор в 2025 году построит, реконструирует и отремонтирует 4600 км дорог федеральной сети (7% от общей протяженности). Из них 290 км – расширение с двух до четырех полос. Приоритетные проекты участки трасс Р‑217 Кавказ М‑7 Волга Р‑132 Золотое кольцо А‑370 Уссури Р‑255 Сибирь М‑2 Крым (северный подъезд к Туле) Р‑298 Курск-Воронеж Южно-Лыткаринская дорога (ЮЛА) в Московской области второй мостовой переход через Обь близ Сургута. Часть объектов введут в строй летом-осенью. И бесплатные станут платными В конечном итоге не совсем понятно, почему между Москвой и Санкт-Петербургом есть почти идеальные дороги, а между Кировом и Ижевском таковой нет и не предвидится. В целом, конечно, понятно – товарооборот, пассажиропоток и всё такое. Но жители Архангельска и Улан-Удэ платят такие же налоги и тоже хотели бы ездить по нормальным дорогам. А эталонами нормальных дорог как-то постепенно стали платные. На заре их появления (1999 – первый платный участок на М‑4, обход Хлевного) уверяли, что платные непременно станут бесплатными, когда «отобьются» средства, вложенные в них инвесторами. В конце прошлого года Минтранс честно намекнул: не ждите. Скорее всего, после завершения концессий с инвесторами все собранные средства станут поступать в бюджет. На них починят старые дороги и построят много новых. Вообще же сейчас в ходу федеральная транспортная стратегия на период до 2030 года (с прогнозом до 2035‑го). Она предполагала, что с 2025 года все автомобилисты, может быть, начнут платить за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035‑му – вообще по всем дорогам. Денег нет, но будет лучше Из вышесказанного следует, что на поддержание всех дорог в должном порядке попросту не хватает средств. И взять дополнительные якобы неоткуда, кроме как из кошельков автомобилистов. Но всё не так ужасно. Платными пока остаются только «платники». А бесплатную часть худо-бедно улучшают. Прогресс очевиден. За период с 2017 по 2024 годы доля дорог региональных и межмуниципальных в нормативном состоянии выросла с 43 до 54%, в городских агломерациях – с 42 до 82%. Федеральные дороги, увы, немного сдали – с 85 до 73%. Что довольно странно, ведь совсем недавно вошли в строй платные М‑11 и М‑12. Но федеральных не так уж и много: всего-то 4% от общей протяженности. А вот региональных свыше полумиллиона километров, и возможностей для их совершенствования – выше крыши. План – 60% в нормативном состоянии. 

Какие дороги отремонтируют и построят в России в 2025 году
© За рулем