Директор "Урал Опера Балет" рассказал, как изменилось финансирование в театре

Екатеринбургский театр "Урал Опера Балет" снова у всех на слуху. Он знавал разные периоды - от расцвета в эпоху Евгения Колобова, Александра Тителя, Евгения Бражника до застоя, но затем новый директор доверил оперу дирижерам Михаэлю Гюттлеру, Фабио Мастранджело, Павлу Клиничеву, Оливеру фон Дохнаньи, создавшего постановки с грифом "Впервые в России", пригласил руководить балетной труппой Вячеслава Самодурова, и о театре снова заговорили, на него посыпались "Золотые маски". После ухода возродившего уральский балет Самодурова его традиции продолжили хореографы Максим Петров и Антон Пимонов. О том, как в условиях ограниченного сегодня бюджета театру удается давать впечатляющие премьеры, говорим с его директором Андреем Шишкиным.

Директор "Урал Опера Балет" рассказал, как изменилось финансирование в театре
© Российская Газета

У вас в афише рядом с "Риголетто" и "Пиковой дамой" неведомые в России "Сатьяграха" Филипа Гласса, "Три сестры" Петера Этвёша, "Пассажирка" Мечислава Вайнберга, даже Россини представлен раритетным "Графом Ори"... Ставить неизвестное публике - риск. Вы на него шли и побеждали - каким образом?

Андрей Шишкин: Да, конечно, известные названия формируют кассу. Но есть интуитивное ощущение города, где стоит театр. Екатеринбург - город сложный, мной до сих пор до конца не понятый, но, думаю, в других нестоличных городах я бы не смог ставить "Пассажирку" и "Сатьяграху". А здесь есть традиция театра, где первыми в стране запели по-итальянски и всегда открывали публике незнакомое - от "Силы судьбы" до "Пророка". Мы много ставим классику, но есть личные пристрастия. На гастролях за границей я покупал диски - хотелось узнать новое. Так возникла идея поставить Филипа Гласса, пионера минимализма. Гласс - мост между авангардом и массовой культурой, Востоком и Западом, "высоким" искусством и доступностью. Его музыка - философия, меняющая восприятие времени и пространства. Его творчество связано с Дэвидом Боуи, Брайаном Ино, ключевыми новаторами в рок- и электронной музыке, архитекторами звука. Я могу об этом говорить часами, но долгое время не мог найти единомышленников. Агент театра познакомил с Оливером фон Дохнаньи, который поразил знанием мирового оперного контекста. У него есть опыт дирижирования музыкой Гласса. "Сатьяграха" была поставлена, получила две "Золотые маски", Приз критики. Ее хорошо принял зритель - 11 лет спектакль в репертуаре. Да и люди в театре осознали: интересно быть первыми. Раз судьба так решила, что я оказался в этом городе в этой должности, я попытался сделать немного больше того, что предусмотрено должностной инструкцией.

Но это требует надежного бюджета. В чем особенности экономики театра-первопроходца? У вас есть очень дорогие постановки - как "Каменный цветок".

Андрей Шишкин: До пандемии бюджета хватало. Спасал грант - он позволял работать с постановщиками уровня Кристофера Олдена. Удалось стабилизировать кассу - зал после пандемии полностью восстановился, и мы стабильно даем 97% заполняемости. Сегодня через интернет продается 80% билетов. Как складывается теперь наш бюджет? Есть бюджет Министерства культуры РФ, есть правительственный грант. И мы сами добавляем внебюджетные 350 миллионов. Именно билетами обеспечивали новые постановки, гастроли, треть зарплаты, коммунальные и текущие расходы...

Но ведь у вас уже был попечительский совет?

Андрей Шишкин: Да, еще в 2009 году был создан попечительский совет под руководством бизнесмена, мецената Олега Гусева. Он многие годы остается спонсором и другом театра. Благодаря ему мы смогли показать на "Золотой маске" балет "Пахита", взявший спецприз жюри. Он оплатил костюмы для балетов "Приказ короля", "Конек-Горбунок", "Шопениана" и "Карнавал", оперы "Любовный напиток". Мы ему очень благодарны за неоценимую помощь. Но время идет, перед театром стоят новые амбициозные задачи, поэтому так важно, что появился новый попечительский совет, созданный по инициативе областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), - он определил перспективные цели работы театра и существенно иной объем финансовой помощи.

Этот театр первым в стране запел по-итальянски и рискует ставить незнакомые публике оперы

Как изменилась экономическая ситуация в театре?

Андрей Шишкин: Когда-то мы выпускали "Травиату" за 3 млн. А новейшая постановка "Каменного цветка" - это уже 27 млн! 4 апреля прошло первое заседание нового попечительского совета. Он намерен содействовать развитию театра, продвижению оперного и балетного искусства в регионе. В состав совета вошли глава города Алексей Орлов, президент СОСПП Дмитрий Пумпянский, президент группы "Синара" Михаил Ходоровский (председатель совета), гендиректор компании "Форэс" Сергей Шмотьев, глава Уральского горнопромышленного холдинга Сергей Мазуркевич, председатель совета директоров компании "СКБ Контур" Дмитрий Мраморов.

Есть первые результаты работы нового совета?

Андрей Шишкин: Мы закрываем сезон тремя авторскими одноактными балетами - деньги дают спонсоры. На очереди "Севильский цирюльник" - финансируют спонсоры. То есть выходим на ситуацию, когда все новые спектакли обеспечивают они. И обговариваем предстоящие в 2026 году гастроли в Бангкоке.