Александр Титель: "Золотая маска" сейчас на перепутье
В Казани впервые была вручена национальная театральная премия "Золотая маска". "РГ" поговорила об итогах премии с художественным руководителем и главным режиссером оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александром Тителем, председателем жюри премии в области музыкального театра.
- Завершен фестиваль, награды нашли своих героев. Мы с коллегами по жюри работали дружно и, несмотря на естественные порой расхождения во взглядах и пристрастиях, находили общий язык, чувствовали себя членами большой театральной семьи. Проблема в том, что у жюри всегда есть вопросы к экспертному совету. Так и на этот раз: лонг-лист обещал гораздо больше интересных спектаклей и актерских работ. Мог быть гораздо более острым конкурс. Но за пределами предложенного нам списка остались многие яркие явления. И жюри в этом смысле становится заложником решений экспертного совета.
В Москву привезли не все спектакли, и мы выезжали в Санкт-Петербург, в Астрахань… В регионах подчас происходят интереснейшие художественные процессы, которые взрывают наше сознание, обостряют наши ориентиры. Честно говоря, на этот раз я не могу назвать такие прорывные явления. Возможно, они были за пределами предложенного нам шорт-листа.
Не случаен успех оперного театра в Уфе, получившего рекордное количество премий за спектакль "В ночь лунного затмения" по Мустаю Кариму. Награжден и спектакль нашего Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Не только любовь" в постановке Евгения Писарева и Феликса Коробова. Было много голосов и за "Мадам Баттерфляй" "Геликон-оперы" в постановке Дмитрия Бертмана, получившего премию за вклад в оперное искусство.
Были в конкурсе качественно сделанные балетные спектакли. Это "Сияющий камень" в театре Республики Саха. Тот же уфимский театр показал интересный балет "Симфония длиною в жизнь" на музыку и биографические мотивы Рахманинова. Слава Самодуров подтвердил свое реноме одного из лидеров отечественной хореографии в "598 тактов" петербургского Театра имени Якобсона.
В сфере мюзикла яркое впечатление произвел питерский "Айсвиль" Евгения Загота - сочинение ансамблевое, требующее от исполнителей значительного вокального мастерства. Интересный спектакль "Восемь женщин", построенный на французском шансоне, показал Красноярский музыкальный театр - сделано с большим вкусом, юмором, самоиронией. Была в конкурсе и одна классическая оперетта - "Баядера" маститого Свердловского театра музыкальной комедии, и этот спектакль еще раз подтвердил, что без радикального вмешательства в драматургию замечательная музыка Кальмана, Легара, Штрауса, Зуппе, Досталя может просто исчезнуть с современной сцены, что было бы большой бедой.
"Маска" сейчас на перепутье: с будущего сезона вообще не будет отдельных личных номинаций, остается только "Лучший спектакль". Я к этому отношусь с осторожностью и не убежден, что это наилучшее решение. По крайней мере для музыкального спектакля, который состоит из единства и борьбы противоположностей. Вообразите, что в заурядном спектакле сверкнул новый Шаляпин, новый Левенталь, новый Светланов - что же, "Маска" их не заметит? "Золотая маска" уже многие годы остается очень успешным проектом, она авторитетна и желаема. И мы на церемонии награждения еще раз убедились, как радуются такому признанию люди театра, как это для них важно.
Евгений Евтушенко писал, что поэт в России больше, чем поэт - то же самое можно сказать о театре в России. Это завоевано двумя столетиями стремительного развития нашего театрального искусства. Фестиваль позволяет видеть весь процесс театральной жизни огромной страны, объединяет весь наш театральный организм, а стало быть, объединяет Россию. Ведь привычные раньше гастроли почти прекратились, хотя это был необходимый кровоток, тоже объединявший страну. И то, что финальная церемония прошла в Казани - отличная идея, еще один объединяющий фактор; многие театральные города были бы рады принять у себя "Золотую маску" в будущем.