"Марина" по одноимённой пьесе Нонны Голиковой. РАМТ.

В список лучших могла бы войти и "Марина", если бы не ряд но. На сайте театра жанр определён как "Импровизация на основе документов", также отмечено, что это не совсем оригинальная пьеса Нонны Голиковой, а именно сценическая редакция театра. Я не большой любитель читать пьесы, предпочитаю все-таки смотреть законченный продукт. Но в данном случае пьесу я прочитал. И, к большому сожалению, вынужден констатировать факт, что "Сценическая редакция театра" оказалась не очень удачной. Что могло бы получиться? Текст позволял пойти в двух разных направлениях. Либо сделать дидактическую постановку для школьников, достаточно подробно рассказав биографию поэта, показав исторический контекст. Либо, напротив, можно было уйти в полную метафизику, продемонстрировав трагедию двух разных миров: инфантильности Серебряного века и суровой реальности тоталитарного общества. В "Повести о Сонечке" основной акцент был сделан на инфантильности. Здесь же пытались соблюсти баланс, но, к сожалению, он не получился вообще. Фактически все, кроме первой сцены (где нам представляют героев) – мимо. Причин две – очень странный подбор актеров. И еще более странный образ главной героини. Анастасия Волынская играла Марину Цветаеву только в первой сцене. Там, пусть и намеками, но был показан характер центральной героини. Богемная дама из богатой семьи, пишущая стихи. И уже в этом характере – и был заложен конфликт, который прошел через всю жизнь Марины Ивановны . Ее биография – существование талантливого, но не приспособленного к жизни человека в жутких и суровых условиях. В этом беда, в этом трагедия. И в тексте пьесы – все это есть. Нонна Голикова, с одной стороны, просто, но с другой стороны – предельно жестко обостряет эти конфликты от сцены к сцене, доводя до нервного финала, подробно объясняя, почему в итоге жизнь Марины Ивановны закончилась именно так. В спектакле же подобного нерва нет и в помине. Фактически Марина Цветаева остается собой только в первой сцене. Дальше Анастасия Волынская начинает играть не поэта Серебряного века, а председателя колхоза. Перед нами достаточно деловая, и вполне практичная женщина, которая тянет на себе чуть ли не всю семью, достаточно умело разбирается со всеми нахлынувшими на неё проблемами. Рад, конечно. Но в чем драма-то? Никакой драмы нет. У героини проблемы – она их решает. В реальности же было наоборот. Героиня не могла решить свои проблемы. Попросту не умела. Она могла только страдать. В этом человеческая трагедия! С таким подходом надо Катерину Тихомирову из "Москвы слезам не верит" играть. Но точно не Марину Цветаеву. Отчего весь нерв как пьесы, так и биографии поэта, просто растворяется. Плюс мы видим полное несоответствие образа главной героини и действия. В "Повести о Сонечке" – образ и действие были цельными, логичными. Здесь – нет. Что же касается образа Анастасии Цветаевой – тоже проблема. Он оказался гораздо более проработанным и более цельным. Я в данном случае не берусь судить – почему так. Возможно, Евгения Белобородова (Анастасия) актриса более высокого уровня, возможно, режиссеру эта героиня ближе. Но когда на сцене обе актрисы, то Анастасия начинает "перетягивать одеяло на себя", она как бы становится главной героиней. Что не совсем правильно с драматургической точки зрения. (И в пьесе ничего подобного не было). Странный подход, в общем. А удивительней то, что режиссер спектакля Владимир Богатырев – вовсе не новичок. Это возрастной человек, лауреат многочисленных премий, поставивший достаточное количество интересных спектаклей. Но "Марина", к несчастью, ему не удалась. Как правильно сказала известный режиссер, которая также присутствовала на спектакле: "Живое мясо без костей". Я не могу себя назвать поклонником Марины Цветаевой. Но в любом случае убежден – хороший спектакль о её жизни просто должен быть поставлен. Он нужен! И хороший текст – есть. Пьеса Нонны Голиковой (если действительно ставить строго по тексту, понимать весь смысл произведения). Если мой текст читают режиссеры – настоятельно рекомендую – почитайте эту пьесу. Не сможете найти – напишите, вышлю текст. Вы поймете. Это нужно ставить. Это актуально, это интересно. Искренне надеюсь, что все таки пьеса будет поставлена так, как ее замышляла драматург, и станет хитом любого театра.

"Марина" по одноимённой пьесе Нонны Голиковой. РАМТ.
© Ревизор.ru