Частный сектор Одна из самых болезненных тем – расселение частного сектора на Уралмаше и Юго-Западе. Например, 145 участников обсуждения подписали обращение с просьбой сохранить зону малоэтажной застройки к западу от Донбасской улицы (большой участок между Верхним, Моховым и Черниговским переулком и Ржевской улицей и меньший – между Черниговским, Ржевской, Изразцовым переулком и Павловской улицей). Инициатором выступает ТОС «Новоэкскаваторный поселок» во главе с известным пиарщиком Всеволодом Орешкиным. Он ранее подробно рассказывал «ФедералПресс» о том, почему владельцы коттеджей выступают против новостроек. «Изменение функциональной зоны неизбежно приведет к конфликту и спровоцирует социальную напряженность между законопослушными правообладателями земельных участков, которые используют их в соответствии с текущими видами разрешенного использования, и новыми правообладателями, которые пытаются обойти установленные действующим генеральным планом ограничения по этажности, инициируя для этого внесение изменений в документ территориального планирования», – заявили частники во время обсуждения генплана. В мэрии отклонили это предложение, отметив, что перенос участков в «Жилые зоны» не означает немедленного сноса коттеджей. Эта функциональная зона допускает как ИЖС, так и малоэтажное, среднеэтажное или многоэтажное строительство в зависимости от правил землепользования и застройки. В то же время один из участников обсуждений потребовал, наоборот, отказаться от частных домов в этом микрорайоне. «Частный сектор в черте города Екатеринбурга необходимо заменить на нормальные высотные дома, так как некоторые жильцы домов пер. Верхний не имеют водоснабжения и отапливают свои дома дровами, что является источником возникновения пожаров», – написал недовольный житель. Впрочем, это предложение также отклонили, так как оно не имеет отношения к принятию поправок в генплан. Отметились в обсуждении и жители второго «цыганского поселка» по улицам Викулова, Краснокамской и другим. Как уже писал «ФедералПресс», недавно мэрия утвердила проект застройки участка многоэтажными домами. «До 2045 года еще 20 лет. Район жилой застройки ИЖС – обновленный и имеет в большинстве новые капитальные дома», – написали «частники». Как и следовало ожидать, это предложение тоже было отклонено. Зеленые зоны Движение «Мирные жители» обратило внимание на планы перевести в зону общественно-деловой застройки часть Исторического сквера на углу улиц Малышева и Воеводина в самом центре города. Шесть лет назад планы построить здание на этом месте вызвали резонансный конфликт: свою озабоченность выражал даже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Категорически против стройки выступали и в соседнем музее ИЗО. «Застройка частей исторического сквера недопустима, так как нарушит его историческую планировку, ухудшит восприятие объектов культурного наследия и создаст опасный прецедент возможности передачи озелененных скверов под застройку», – написали участники общественного обсуждения, в итоге все же получив отказ. Больше 130 человек попытались использовать поправки в генплан как последний шанс сохранить часть парка 50-летия ВЛКСМ на Юго-Западе, где планируется строить общежитие Училища олимпийского резерва. В мэрии напомнили, что стройка предусмотрена областной схемой терпланирования, а участок не входит в границы парка. Нашлись во время обсуждения заступники и у менее известных территорий – например, у небольшого участка леса на углу улиц Репина и Отрадной. Некоторые жители просто выражали недовольство отсутствием зеленых зон в их микрорайонах – особенно часто упоминался Автовокзал. Разумеется, всем им отказали. Справедливости ради стоит отметить, что чиновники отклоняли и предложения по ликвидации некоторых зеленых зон. Например, больше тридцати жителей выступили против сохранения Березовой рощи, план застройки которой отменили после протестов. По мнению очередных недовольных, в роще нужно построить школу и детский сад. «Сложившаяся ситуация с соцобъектами в районе является основополагающей при принятии решения молодыми семьями, рожать или не рожать детей, и такое положение противоречит стратегическому курсу развития страны. Перенос школы и детсада в соседний квартал считают явным ущемлением прав жителей квартала», – изложили они свою позицию, но администрация не стала снова «переигрывать» договоренности. Также в мэрии отказались уничтожить небольшой сквер на углу улицы 8 Марта и переулка Саперов ради строительства пятиэтажной гостиницы с рестораном. А пустырь на улице Грибоедова сохранил статус озелененной территории, несмотря на желание собственника построить там новое здание для ДК «Химмаш». Примечательно, что среди одобренных предложений – несколько «пакетов», идущих в протоколе последними. Они предусматривают корректировку десятков зеленых зон. Например, предлагается отказаться от создания бульваров по улицам Зоологической, Лучистой, Славной и Кобозева, сквера возле ТЦ «Современник», набережной по левому берегу Патрушихи. Зато предлагается разбить скверы у храма святого Евгения в Академическом и возле гипермаркета «Лемана Про» на улице Металлургов, благоустроить набережную Большого Конного полуострова, а также добавить в список зеленых зон ряд небольших участков по всему городу. О том, кто был автором инициатив, принятых без всякого обоснования, можно лишь догадываться. Транспорт Из транспортных предложений мэрии больше всего полемики вызвала идея проложить трамвайную ветку между площадью 1905 года и улицей Ельцина по улице 8 Марта. Жители отмечают, что ее постройка заставит вырубить множество деревьев и уменьшит проезжую часть. Вдобавок вибрация и пыль будут мешать жителям соседних домов, работникам офисов и посетителям многочисленных ресторанов. В итоге это снизит привлекательность этих зданий для арендаторов, считают недовольные. «Строительство трамвайной линии разрушит архитектуру улицы 8 Марта, сформированную в 30-е годы прошлого века, с широким газоном и деревьями, разделяющими тротуар и проезжую часть. Разрушится архитектура улицы Бориса Ельцина с разделительной полосой со взрослыми деревьями и цветниками. Будет испорчен внешний вид и утратится озеленение правительственного квартала, ставшего достопримечательностью Екатеринбурга», – говорится в протоколе обсуждения. В итоге, как можно догадаться, предложение не было учтено. Зато мэрия поддержала идею разместить новую станцию городской электрички «Втузгородок» в конце Первомайской улицы. Она должна пригодиться жителям бывшей промзоны, которую сейчас осваивают «Атомстройкомплекс» и другие застройщики. К тому же студенты из кампуса УрФУ в Новокольцовском могли бы добираться при помощи «наземного метро» в учебные корпуса на Втузгородке, отметили авторы предложения. Также чиновникам не понравилось большинство предложений, внесенных известным урбанистом Владимиром Злоказовым. Чиновники даже не стали вступать с ним в дискуссии. Например, идею трамвайной ветки по проспекту Космонавтов забраковали, так как она дублирует маршрут метро, хотя трамвай явно выполняет другую функцию: стоило сослаться хотя бы на дублирование троллейбусных маршрутов. Из инициатив Злоказова одобрение получили только некоторые велодорожки. Окончательное решение должен будет принять мэр Алексей Орлов, который может и не согласиться с подчиненными. Например, в процессе утверждения действующего генплана из-за недовольства жителей отменили строительство дороги через Калиновский лесопарк. Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия