Несет ли искусственный интеллект потенциальные угрозы духовной жизни человека? Влияет ли он на мировоззрение людей? Сегодня на заседании Высшего церковного совета (ВЦС) Русской православной церкви, открывшемся под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обсуждаются вопросы биоэтики и искусственного интеллекта.
Подчеркнув, что тема ИИ, хотя и не связана с традиционным богословием, но имеет отношение к происходящему сегодня в мире и несет в себе потенциальные угрозы для человека и его духовной жизни, патриарх, открывая заседание, поделился своими размышлениями на эту тему.
- Эта бурно развивающаяся технология уже оказывает влияние на различные стороны жизни человека и общества, а потому требует со стороны Церкви вдумчивого и ответственного осмысления, - сказал патриарх.
Он подчеркнул, что Русская православная церковь никогда не отвергала научно-технический прогресс как таковой, и это всем хорошо известно.
- С интересом и вниманием мы относимся к подлинным достижениям научной мысли и всегда старались давать нравственную оценку открывающимся через научные исследования возможностям, - сказал патриарх. Он также отметил, что церковной традиции чужд иррациональный страх перед будущим.
- А вот в обществе, не только нашем, но и во всем мире, нарастают страхи - рациональные или иррациональные, в этом еще нужно разбираться - перед будущим. В связи с этим нам необходимо развивать собственные богословские исследования, формировать богословскую позицию по проблемам, которые сегодня волнуют людей, и от решения которых действительно зависит будущее человечества, - подчеркнул он.
По мнению патриарха, ИИ в обозримом будущем окажет еще более существенное влияние на все сферы жизни: экономику, государственное управление, образование, медицину, культуру и быт.
- Эксперты согласны, что грядущие трансформации будут масштабны. Однако мы призваны свидетельствовать, что эти изменения не должны подрывать основные ценности человеческого бытия. Вера, любовь, свобода, ответственность, семейные ценности - это основы, которые не подлежат подмене или тем более отмене при любых технологических трансформациях, - сказал патриарх.
Он также задался вопросом, способна ли церковь защитить непреходящие, богоданные ценности от колоссального напора современных влияний и от массовой психологии, преломляющей их в опасную, греховную практику жизни. По его мнению, особую тревогу вызывает возможная дегуманизация межличностных и общественных коммуникаций.
- Уже сейчас многие выбирают коммуникацию с машиной вместо общения с человеком, - отметил он. - Это и понятно: использование машины для коммуникации может быть более эффективным, несомненно более быстрым, а иногда и более насыщенным со смысловой точки зрения, чем человеческое общение. Патриарх Кирилл привел в пример общение людей с ИИ как с личным психологом, у которого спрашивают совета и мнения.
- Но не следует забывать, что природа человеческая и природа общества предполагает в первую очередь связь человека с человеком, - настаивает патриарх. - А если эта связь разрывается, общество деградирует или даже исчезает, ведь само слово "общество" - от того же корня, что слова "община", "общение". Каким станет мир, в котором будут жить люди, потерявшие способность общаться друг с другом, а значит, способность любить, прощать, сострадать? По мнению патриарха, это богословская тема. Потому что исчезновение этих качеств и способностей подтолкнет человечество перейти черту, за которой уже невозможно отличить добро от зла. А утрата этой способности и означает наступление эры антихриста.
- Как может прийти антихрист, это олицетворение зла? Только если люди потеряют способность отличать добро от зла и будут принимать злодея как великого вождя и наставника, - подчеркнул он. - Поэтому мы как христиане призваны сегодня осознать надвигающуюся опасность и на богословском языке, на языке Церкви сформулировать ответ на этот опасный вызов.
- Церковь, несущая ответственность за духовное состояние человека и общества, призвана в полном смысле слова войти в эту проблематику и дать людям правильный, разумный, убедительный совет: как человек должен жить, чтобы оставаться человеком в полном смысле этого слова в совершенно новых условиях общественного пути, - такую задачу поставил патриарх.