В Серпухове открылась выставка "Море великих. От Айвазовского до Кандинского"

В подмосковном Серпухове, расположившемся на берегах Нары и Оки, волнуется "Море великих. От Айвазовского до Кандинского". В "Каретном сарае" Серпуховского историко-художественного музея открыли самую эмоциональную выставку этого лета. Там предлагают отправиться в путешествие по морям - от Средиземного до Баренцева, и стилям - от романтизма к реализму. Здесь можно узнать, почему Левитан не любил писать море, а Айвазовский писал его только по воспоминаниям и впечатлениям и никогда с натуры. "Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры", - был уверен художник.

В Серпухове открылась выставка "Море великих. От Айвазовского до Кандинского"
© Российская Газета

Первопроходцами марины были, конечно, голландцы. Но рисовали море они не ради него самого, а для создания религиозных сюжетов. "Португальский флот на фоне скалистого берега" (1540) неизвестного художника из Морского музея в Лондоне - самый ранний сюжет, когда художник счел море самоценным для изображения. В Россию "море" пришло только в первой половине XIX века. И хронология выставки - с этого времени до раннего советского периода. 70 полотен из девяти российских музеев, в том числе Третьяковки и Эрмитажа, и двух частных коллекций в пространстве со специальной застройкой и интерактивными зонами обещают полное погружение.

Открывают проект, конечно, заявленные в названии Айвазовский и Кандинский. Один - невероятно плодовитый маринист, другой - открытие в жанре марины. Пленэрный этюд "Одесский порт" - это первая работа впоследствии знаменитого абстракциониста, которую увидело профессиональное сообщество, с нее-то и началась карьера Кандинского в конце 1890-х. В это время художник еще поклоняется Поленову и Левитану, а потому его этюд совершенно классический.

Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры

Полотен "русского неаполитанца" Сильвестра Щедрина в российских музеях немного. В любимом Неаполе художник жил в доме с видом на курящий Везувий. Любопытно, что в отличие от своего ученика Айвазовского Щедрин на маринах всегда изображал землю, как на представленном полотне "Рыбаки на морском берегу острова Капри с видом на Фаральони".

Другой маринист Алексей Боголюбов писал лихо, любил пробовать новое - то он создавал стихию широкими мазками, то вдруг у него на полотне появлялась чистая вода. Внук автора "Путешествия из Петербурга в Москву" Александра Радищева закончил Морской кадетский корпус, а, выпустившись, смог совместить две страсти - море и живопись, став художником Главного Морского штаба. Поэтому его картины - почти учебники, по которым можно изучать устройство военных парусников, настолько детально они прописаны. Его "Венеция ночью" привлекает игрой света - догорающий закат, несмело чернеющее небо и многочисленные неяркие огни на гондолах. Гордая Венеция празднует "Обручение с морем" в честь своего полного владычества в водах Адриатики.

Исаак Левитан в нашем представлении точно не маринист. Но море он писал не раз - как, например, на пасмурном полотне "Берег Средиземного моря". В письмах художник часто признавался друзьям, что в Крыму или на берегах Италии скучает по милой ему скромной природе средней полосы.

Василий Поленов с морскими пейзажами - тоже не самый распространенный сюжет. Его камерный пейзаж "Гавань Пирей" - пожалуй, самый элегантный на выставке.

В изображении морского пейзажа художники будто соревновались друг с другом, у кого получится выразительнее. Айвазовский говорил о сегодня почти забытом Руфине Судковском: "Он уже сейчас пишет море, лучше, чем я". Кто знает, прожив Судковский дольше (он скончался от тифа в 35 лет), может, он стал бы самым плодовитым маринистом эпохи.

Жизнелюб и первый русский импрессионист Константин Коровин, построивший в Гурзуфе виллу-мастерскую "Саламбо", представлен крымскими пейзажами: "На берегу моря", "Южный пейзаж с клумбой и морем", "Пристань в Гурзуфе". На них - поток цвета и света: сочная зелень, розы, штиль и разлитый в воздухе зной.

В советское время живописцы перестали любоваться морем, имея к нему вполне прикладной интерес, как на картинах Василия Переплетчикова "Базар в Архангельске", Николая Григорьева "Поморы караулят ход сельди" или "В кубрике" Бориса Голопогосова. Так в 1930-е резко поменялись палитра и география - от праздничных южных пейзажей к образу края незаходящего солнца.

Досье "РГ"

Коллекция живописи, предметы старины и городская усадьба фабрикантки Анны Мараевой - это Серпуховский историко-художественный музей. Его фонды сегодня насчитывают более 46 тысяч единиц хранения.

В планах музея - создать кластер. Сейчас в его составе - Мемориальный дом фотохудожника Николая Андреева, который ждет реставрации, Музей печати, посвященный истории первых типографий, Покровская старообрядческая церковь - ее интерьер не претерпел серьезных изменений с 1912 года. А также в 2023 году у музея появилось новое выставочное пространство "Каретный сарай", реставрация которого шла три года. Хозяйственная постройка была восстановлена практически из руин. Теперь здесь современная галерея площадью 1000 квадратных метров, открытое фондохранилище скульптуры и библиотека.

Кстати

Выставка в Серпухове подразумевает активное участие всех органов чувств. Так, рядом с картиной Боголюбова - под прозрачной колбой - аромат, с которым может ассоциироваться полотно "Венеция Ночью". Из каких компонентов он состоит, можно узнать, перейдя здесь же по QR-коду. По другому QR-коду кураторы предложили стихотворения в качестве литературной иллюстрации картины. А на мультимедиа-экране можно собрать свой морской пейзаж, выбрав понравившуюся палитру.