В подмосковных городах начали запрещать электросамокаты
Вот и в Подмосковье обратили пристальное внимание на электросамокаты. Первым муниципалитетом, где местные власти скорректировали работу кикшеринговых компаний, стали Мытищи. И произошло это не без помощи жителей, а точнее - при их непосредственном участии. Граждане так активно жаловались на самокатный беспредел чиновникам, что те были вынуждены призвать арендодателей СИМ к ответу.
Недовольны кикшерингом оказались жители сельских территорий - в частности, поселка Пироговский и окрестных деревень. На селе жизнь течет с другой скоростью, и молодежь, которая носится на электросамокатах по деревенским улицам, людей пугает. Здесь не так развита инфраструктура, дорожек, выделенных для средств индивидуальной мобильности, нет - и обычных-то тротуаров иной раз не хватает. А отскакивать от самокатчиков на заборы, в кусты и канавы жители не хотят. К тому же пользователи имеют привычку бросать самокаты где попало, загромождая и без того узкие сельские проезды и проходы.
"Вот так хорошая идея - доступный транспорт - на деле превратилась в неудобство для сельских жителей. Поэтому мы встретились с представителями кикшеринговой компании и обозначили свою позицию: самокаты должны быть убраны с сельских территорий", - рассказал замглавы городского округа Мытищи Артур Суворов. Владельцы кикшеринга пошли навстречу и уже убрали все парковочные станции с сельских территорий. Заезжать на электросамокатах в деревни при этом не запрещено - нет такого закона, который помог бы наложить подобный запрет. Но начать, а также завершить аренду СИМ в Пироговском и прилегающих деревнях теперь физически невозможно. Брошенных на улицах самокатов в сельской местности больше нет. Следом за Мытищами наводить порядок со средствами индивидуальной мобильности взялся Талдом. "В начале июня в город зашла кикшеринговая компания "МТС Юрент" - и посыпались жалобы", - утверждает глава городского округа Юрий Крупенин. Жалуются талдомцы на те же нарушения, о которых сигнализировали и в Мытищах: это бесконтрольная парковка СИМ на проезжей части и тротуарах, что мешает и автомобилистам, и пешеходам, а также несоблюдение правил пользования транспортом - взрослые передают управление несовершеннолетним, те катаются на одном самокате вдвоем, втроем, а то и вчетвером.
Работу кикшеринга уже ограничили в Мытищах и Талдоме
"Был вынужден провести с представителями компании встречу, так как, несмотря на предварительные договоренности, согласно которым самокаты должны размещаться только в специально отведенных местах, за последнюю неделю зафиксированы многочисленные нарушения. На встрече попросил обозначить три парковочных места, где территория позволяет оставлять самокаты, никому не мешая, все остальные с "Яндекс. Карты" убрать. Также компании необходимо ограничить скорость до 20 км/час и усилить контроль за соблюдением пользователями правил эксплуатации СИМ", - продолжает Крупенин. По его словам, если арендодатель не пойдет навстречу, власти будут рассматривать вопрос о полной приостановке сервиса на территории города. Впрочем, до крайних мер вряд ли дойдет. "Мы находимся в диалоге с городом. Наша главная задача - организовать оптимальную схему работы кикшеринга с учетом мнения местных властей, при этом удобную для всех жителей", - рассказала "РГ" пресс-секретарь "МТС Юрент" Юлия Лебедева.
Вопрос о том, нужен ли в принципе людям кикшеринг, поднимался не раз. В прошлом году председатель Госдумы Вячеслав Володин даже проводил среди жителей страны опрос на эту тему в своем Telegram-канале. Голоса 343 тысяч ответивших распределились так: 54% проголосовали за полный запрет электросамокатов как городского транспорта, 41% выступили против ограничений и только 5% заявили, что им все равно. Сторонники говорят о том, что СИМ разгружают дороги - и это действительно так. Из тех же Мытищ, Химок, Люберец или Балашихи очень удобно добираться до метро на электросамокатах, многие из тех, кто зимой доезжает до перехватывающих парковок на автомобилях, в теплый сезон меняют четырехколесное средство передвижения на двухколесное. Противники же в ответ приводят статистику по ДТП с участием самокатчиков. И они тоже правы. В этом году высокий сезон самокатов никак не разгонится - погода не позволяет. Но уже зафиксировано 159 ДТП, в которых один человек погиб и 170 получили травмы.
Неоднократно высказывал свою точку зрения по вопросу кикшеринга и мэр Москвы Сергей Собянин: он против запретов, но за ужесточение контроля за пользователями. И в столице с этим успешно справляются. У того же "Юрента" в самых массовых локациях работают более 200 контролеров, которые могут зафиксировать нарушение на фото или видео и отправить материалы в службу поддержки кикшеринга. У компании есть собственная линейка штрафов, с которой пользователь автоматически соглашается, арендуя СИМ. Например, за неправильную парковку, когда бросают самокат где попало, "МТС Юрент" накладывает штраф в размере 500 рублей, за езду вдвоем или передачу права управления самокатом ребенку - 5 тысяч и 10 тысяч рублей соответственно, за езду в пьяном виде - 100 тысяч рублей. Для сравнения: в КоАП РФ за нетрезвое вождение предусмотрен штраф в размере 1,5 тысячи рублей, за езду вдвоем - 800 рублей, а наказаний за передачу управления детям или неправильную парковку и вовсе нет.

Проблема лишь в том, что чем дальше от МКАД - тем меньше остается сил и средств для контроля. И потому единственным инструментом для наведения порядка остаются запреты.