Когда-то Сергей Дягилев мечтал покорить сцену Большого театра, а теперь сам стал героем его постановки. Балет переносит зрителей в начало XX века — во время смелых художественных экспериментов. Это не биография импресарио, а лишь небольшой, но значимый фрагмент из его жизни: 1912 год — работа над балетом «Дафнис и Хлоя». Действие происходит в Париже, по большей части в закулисном пространстве.
«Дягилев» воссоздает целую эпоху: на сцене появляются композитор Морис Равель, художник Лев Бакст, хореограф Михаил Фокин, танцовщики Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина, которые работали над постановкой, покорившей Париж. «Дягилев» строится как «балет в балете»: репетиция «Дафниса и Хлои» переплетается с личными драмами героев, рассказывает режиссер-постановщик Сергей Глазков:
Сергей Глазков режиссер-постановщик «Сергей Дягилев был новатором, без сожаления прощался с устоявшимися нарративами, с уже, казалось бы, проверенными годами хореографами, композиторами, танцовщиками, художниками и создавал что-то новое. Основная цель нашей команды, а она молодая, — чтобы мы представили публике балет сегодняшнего дня, но и не уходили от самой идеи Дягилева. Мне как режиссеру, прежде всего драматическому, было интересно вытащить драматическую линию из танца. Изначально спектакль задумывался как балет в балете. [Хотелось] показать на этом небольшом всплеске его творческой энергии, каким образом ему удавалось создавать огромный интересный мир под названием Дягилев».
В «Дягилеве» классическая основа переплетается с элементами современной хореографии. Это придает балету определенную динамичность. Но порой этот язык кажется искусственным и не всегда передает настроения героев. Хореограф балета — 29-летний постановщик и солист театра «Урал Опера Балет» Алессандро Каггеджи. Он отмечает, что было важно показать эмоциональное состояние Дягилева, его одержимость новаторством и желание собрать команду незаурядных творцов:
Алессандро Каггеджи хореограф, солист театра «Урал Опера Балет» «Не просто ходячий Дягилев, как в других балетах, тут он является главным героем. Как мы представляем Дягилева с фотографий? Он уже в возрасте, с пузом — мы не об этом, мы танцуем не самого Дягилева, а характер, стремления, жажду успеха. Здесь каждый персонаж важный, как часть самого Дягилева. Он создал такой коллектив мастеров и гениев, он и им дает в жизни возможности, а они — ему. Но были, конечно, конфликты, ссоры. С другой стороны, были большие фуроры и успехи. Мне очень было интересно работать на контрасте, почему и выбрали период «Дафниса и Хлои», это ключевой момент для «Русских сезонов». Это был громкий успех, но после этого многие ушли от Дягилева».
В «Дягилеве» собрался звездный состав: премьеры Денис Родькин, Дмитрий Смилевски, Семен Чудин, Вячеслав Лопатин и Денис Савин, прима Элеонора Севенард и первая солистка Анастасия Меськова. А художником-постановщиком и художником по костюмам выступил модельер Игорь Чапурин.
Худрук проекта — Денис Родькин, он же исполнитель роли Дягилева. Идея постановки родилась у него после работы над балетом «Мастер и Маргарита». Изначально он видел себя в роли Нижинского, но лишь до погружения в характер Дягилева с его внутренними переживаниями. Его на протяжении всего спектакля преследует цыганка, которая когда-то нагадала ему смерть от воды. Здесь она альтер эго Дягилева, его страхи и сомнения. Продолжает Денис Родькин:
Денис Родькин премьер Большого театра «Сергей Павлович был абсолютно могущественным. Но при этом, когда он оставался наедине, его мучили всегда страхи, терзания, сомнения по поводу новых работ, настигнет его успех или нет. Чем он всегда был одержим, так это исключительно успехом».
Балет «Дягилев» создавался не как репертуарный для Большого театра. Его показы 24 и 25 июня проходят в рамках фестиваля «Нам нужен Дягилев». Продажа билетов на громкую премьеру началась несколько месяцев назад, они стоили от 30 тысяч до 50 тысяч. К слову, самые дорогие билеты на Новой сцене с солистами и премьерами стоят 15 тысяч.
Балет «Дягилев» — смелая попытка осмыслить наследие великого импресарио. Но она скорее декоративна, чем драматична. А глубины раскрытия личности Дягилева не хватает. Во многом это образ перфекциониста, который подчиняет всех, желая добиться идеального результата. Что, собственно, тоже правда.