"Театральный роман" по произведениям М.Булгакова "Театральный роман", "Дни Турбиных" и "Белая Гвардия"

Не буду ходить вокруг да около. Если бы этот спектакль был поставлен в Москве – он был бы лучшим в сезоне, а Сергей Мигицко (Иван Васильевич) – лучшим актером. Хотя в Москве поставить такой спектакль было невозможно. Перед нами взгляд со стороны именно на Москву, и именно на московскую жизнь. Взгляд немного циничный, сатирический, но предельно честный. Режиссер как бы разобрал по полочкам, препарировал под микроскопом театральную среду Москвы 1930-х годов. Притом, препарировал ее не только со своей точки зрения, но и взглядом Михаила Булгакова. Я, как и любой московский театрал, очень люблю МХТ, так вот, в отдельных сценах мне казалось, что я вовсе нахожусь не в Питере, а в легендарном здании в Камергерском, и на сцене вовсе не Иван Васильевич, а самый настоящий Константин Сергеевич Станиславский . Сергей Мигицко - Станиславский Все мы в курсе, что Сергей Мигицко потрясающий актер, а если его образ, настроение еще и стопроцентно попадают в цель, создается что-то невероятное. И когда на заднем фоне появляются фотографии реального Станиславского, то складывается впечатление, что они – фейк, потому что Константин Сергеевич на сцене. Вот только сейчас он уехал на велосипеде в фойе. Классик – живой! Именно таким он и был. Только что мы видели классические сцены из истории МХТ, описанные в многочисленных мемуарах. Нам их показали! Чем ближе к концу, тем больше создается впечатление, что на сцене вовсе не Сергей Григорьевич. Даже внешность его меняется в течение этих трех часов. В начале – вроде бы актер. Ближе к концу – нет. Настоящий Станиславский. О роли Константина Сергеевича можно говорить долго. Она яркая, честная, трогательная, проникновенная, противоречивая, но совсем не главная. Понятно, что на фоне Сергея Мигицко – работа с остальными актерами должна была быть проведена на ювелирном уровне. Иначе спектакль бы разрушился. И она была проведена. С каждым. Даже в массовых сценах, с короткими репликами, каждый жест, каждый характер выверен с ювелирной точностью, отчего создается уникальное сочетание магии и реализма. Подобран точный баланс актеров разного возраста, характеров разных поколений. С одной стороны – старая гвардия (как МХТ, так и Ленсовета): Ирина Терешенкова, Анна Алексахина, Светлана Письмиченко, Артур Ваха, Евгений Филатов. С другой – молодые актеры: Илья Дель, Анна Мигицко, Антон Падерин. И у многих по две – три роли. Они – и герои "Театрального романа" и "Дней Турбиных" одновременно. Илья Дель - Максудов И в каждом случае роль сбалансирована. Баланс был и в драматургии. Когда на сцене демонстрируется микст из нескольких произведений – очень легко столкнуться с ситуацией, когда для того, чтобы понять действие нужно непременно знать литературный оригинал. По счастью, в данном случае этой проблемы удалось избежать. Даже если в зале окажется человек, который не читал Булгакова и понятия не имеет, кто это – решительно все будет понятно. Незадолго до спектакля молодой режиссер спрашивала меня о взаимодействии творца и власти. После спектакля – она получила максимально простой и понятный ответ на свой вопрос. При этом ответ был дан легко, без морализаторства. Автор никого и не думает осуждать. Он анализирует. Роману Габриа удалось создать фактически новое литературное произведение на основе булгаковских текстов. Притом я настаиваю, что в данном случае – на сцене присутствовал и самый известный труд Михаила Афанасьевича – "Мастер и Маргарита". Да, прямых отсылок к этому роману не было вовсе. Но косвенных – предостаточно. Абсолютно мистическая атмосфера. Даже в самых реалистичных сценах – мистика присутствовала в полном объеме, казалось, что кто-то находящийся там, за задником управляет действием, сознательно двигает актерами как фигурами. Ну а финал, конечно же, c аккуратным намеком: Да, текст романа Булгакова прервался. А впереди… Все мы знаем, что нас ждет… Однозначно – один из главных претендентов на "Золотую маску". До встречи в театре Ленсовета.

"Театральный роман" по произведениям М.Булгакова "Театральный роман", "Дни Турбиных" и "Белая Гвардия"
© Ревизор.ru