Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Прогулка по Брянску 1920-1930–х годов с Леонидом Добычиным. Часть 1.

Добычин писал о самых обычных людях, озабоченных не мировой революцией, а собственной жизнью, которые плакали и смеялись, радовались маленьким радостям жизни и огорчались мелким житейским неурядицам, жили и умирали. В своей прозе писатель добивался эффекта, подобного эффекту "субъективной камеры" в кинематографе, который любил. И действительно – бессюжетные рассказы Леонида Добычина очень "кинематографичны". И, наконец, Леонид Добычин единственный из писателей своей эпохи описал отдельными штрихами образ уездного Брянска, ставшего губернским центром в апреле 1920 года, его новые градостроительные и социальные преобразования появляются почти в каждом рассказе писателя. Итак, мы отправляемся на прогулку или, если хотите, в путешествие по Брянску 1920-1930-х годов по добычинским местам и следам его рассказов. Фото из открытых источников. Привокзалье и город Леонид Добычин появился в Брянске ближе к лету 1918 года, вняв, как полагают, зову своей матери Анны Александровны, нашедшей работу в медсанчасти железной дороги. В рассказе "Прощание", открывающем тему Брянска, он эту роль отводит тете. Вообще, все рассказы Добычина о Брянске разгадываются как своеобразный ребус: топосы, персоналии, сюжеты (а, вернее, бессюжетность большинства рассказов) удалены от нас временем, люди, существовавшие в них, вымышленные и реальные, уже ушли в небытие. Но если вдруг четко понимаешь, о чем идет речь, – испытываешь огромное удовлетворение. Фото: группа "ВКонтакте" "Брянск глазами разных поколений" Девять лет прожил писатель в принадлежащей матери однокомнатной квартире №6 ведомственного дома железнодорожников №2 барачного типа на Привокзальной улице в Привокзальной слободе (с 1919 года Володарский район Брянска), недалеко от вокзала Риго-Орловской железной дороги (ныне – вокзал станции Брянск-1). В комнате Добычиных ютилось пять взрослых членов семьи (при жилищном кризисе того времени – это норма) – мать, трое сыновей и две дочери. В рассказе "Встреча с Лиз" читаем: "Капли с крыши падали перед окном. Сизо-лиловый дым взлетал над паровозами. В плите шумел огонь". Вот так несколькими мазками Добычин описал своё житьё-бытье в Привокзальной слободе. А в письме к другу сообщал, что писать ему приходится… на швейной машинке. Жизнь семьи в эти годы была достаточно благополучной. Леониду удалось устроиться на работу учителем для переэкзаменующихся в школу Полесской железной дороги. Кстати, здание школы сохранилось, а вот бараков давно нет, и железнодорожный вокзал, разрушенный во время Великой Отечественной войны, перестроен в стиле советской неоклассики. Фото: группа "ВКонтакте" "Брянск глазами разных поколений" За поймой Десны, примерно в пяти километрах от железнодорожного вокзала, на крутом берегу раскинулся древний Брянск с многочисленными церквями, с сиянием крестов и куполов, "словно выкованных из серебра". Преобладали одноэтажные каменные и деревянные дома на крутизне горок (Брянск стоит на восьми холмах), были и монументальные здания. Город манил. Но вблизи Брянск оказался прозаичнее, чем издалека. И перо "уездного сочинителя", как себя именовал Добычин, отметило эти черты: "Огородные плетни делили склоны горок на кривые четырехугольники. Дымили трубы фабрик …Серые заборы нависали". Олицетворение деревенского быта – деревянные домишки с завалинками и палисадниками, о которых автор пишет, гнездились возле комфортабельных особняков, вкривь и вкось расползаясь по склонам оврагов… (интересно, что, приехав впервые в Брянск в 1959 году, я увидела ту же картину). Жизнь Леонида Добычина оказалась связанной с этими двумя частями Брянска. Уже в сентябре 1918 года он начинает работать статистом в уездном Отделе распределения рабочей силы (с июля 1919 года – Отдел труда) в здании на ул. III Интернационала (бывшая Московская, ныне ул. Калинина, 52). В наши дни это здание занимает военкомат. Домой Леонид возвращался только ночевать. Представляю почему-то, как он шел пешком в любую погоду пять километров… Коллаж Евгении Ильченко, фото из открытых источников. Хотя в 1920-е годы в Брянске уже было налажено регулярное автобусное сообщение (первый экспериментальный автобус в Брянске появился аж в 1907 году), о чём говорят фотографии и строки рассказа "Портрет": "Улица Москвы, по-старому Московская, шумели, рявкали автобусы" . Это как раз та торгово-деловая улица города, где находился Отдел труда. Любил "уездный сочинитель" путать читателя, загадывать шарады… Тем и интересен. В 1920 году была построена железнодорожная станция Брянск-Город, на левом берегу Десны. Она соединяла исторический центр с железнодорожным узлом Брянск-Орловский. Приехавшие на центральный вокзал могли добраться до города по узкоколейке. Когда читаешь рассказ Добычина "Ерыгин", погружаешься в атмосферу этой станции: "Стояла с флагами перед станцией. Солнце грело. Иностранцы вылезли из поезда. Мадмазель Вунш в истасканном белом фетре переводила" . Станция перестала действовать в 1960-е годы, но, благодаря воображению современного брянского художника Валерия Ерукова, увлеченного прозой Л.И. Добычина, мы можем видеть "Брянск-город" на его картине. Фоторепродукция Евгении Ильченко Территория рассказов Добычина Улица Калинина (бывшая Московская, III Интернационала). Характерно, что в письмах и рассказах Л. Добычина тема разъединённого пространства, удаленности двух мест его обитания, отсутствует. Возникает обобщённый образ Брянска с его полудеревенским, полугородским бытом и первыми признаками зарождения губернского города... Фото: группа "ВКонтакте" "Брянск глазами разных поколений" Оказавшись в апреле 1919 года в центре Брянска, писатель мог стать свидетелем похорон Игната Ивановича Фокина - председателя Брянского Совета рабочих и солдатских депутатов, первого председателя Брянского уездного исполкома, инициатора образования Брянской губернии. Похороны собрали около двадцати тысяч человек. Именно об этом событии упоминает Добычин в своём ироничном стиле в рассказе "Конопатчикова": "Стал слышен похоронный марш и показались чёрные знамёна. Сбежались мужики, смотрели, опустив кнуты, вздыхали бабы в кружевных воротничках на зипунах и в ёлочных бусах". Фото из открытых источников Похоронили И.И.Фокина со всеми почестями, приличествующими вождю, в оживленном торгово-деловом центре города, напротив кафедрального собора в бывшем Семёновском парке (впоследствии переименовывался в Васильевский и Фокинский сквер). В ноябре 1922 году на улице III Интернационала над могилой Игната Фокина был установлен памятник. И это событие не пропустил пристальный глаз писателя, в характерной своей манере изменившего фамилию Фокина на Гусева: "Маленькие толпы с флагами спускались к главной улице… Заиграла музыка. На кумаче блестела позолота …На площади Жертв выстроились. Закрытое холстом стояло что-то тощее. Сдернули холстину. Приспустили флаги. Заиграл оркестр…" (из рассказа "Сиделка"). Возможно, Добычин просто прочитал заметку в газете "Брянский рабочий" от 10 ноября 1922 года, где подробно описывалось это событие. В 2024 году могилу и памятник И.И.Фокину перенесли на центральное кладбище. Фото из открытых источников Собор . На ул. III Интернационала, где находилась контора Добычина, стоял величественный кафедральный Новопокровский собор, построенный 1879 году в русско-византийском стиле. Основной достопримечательностью собора был трехъярусный иконостас из итальянского мрамора "с украшениями из стеклянной мозаики и позолотою орнаментов" работы русского художника, иконописца, писателя и академика В.Д. Фартосова. Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" На страницах произведений Добычина действующим храм появляется только в рассказе "Козлова": "48 советских служащих пели на клиросе именно в соборе – единственном, возле которого была большая площадь. Через неё, оказавшись в толпе манифестантов-безбожников, еле "продралась" Козлова". Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" С началом богоборческой компании кафедральный собор в 1924 году был закрыт и переоборудован в "Народный дом имени 25 Октября", являвшийся, по сути, наспех устроенным кинотеатром, получившем название "Октябрь". Переустройство продолжалось, в фойе появились пальмы, буфет, на сцене играл оркестр. "Сверх программы" публику привлекали заезжие маги, чтецы, лекторы, эксцентрики… В общем, вполне по-добычински: "В фойе чернели пальмы. Рыбки разевали рты. Гремел оркестр. Зрители приваливались к дамам. Али-Вали отрезал себе голову, положил её на блюдо и, звеня браслетами, пронес её между рядами, улыбающуюся. – Не чудо, а наука, – пояснил он. – Чуда нет". (рассказ "Портрет"). И вся эта фантасмагория происходила в бывшем алтаре. Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" А вот какую картинку находим в рассказе "Хиромантия": "Рождество наступало. Колокола были сняты и не гудели за окнами… Церкви с тусклыми окошками смотрели на луну. Музей сиял. Прелестные картины, красные от фонарей, висели возле входа. Умерла болгарка, лежа на снегу, и полк солдат усыновляет её дочь. Горилла, раздвигая лозы, подбирается к купающейся деве: "Похищение женщины". Дело в том, что вплоть до 1930 года территорию бывшего собора делили кинотеатр и антирелигиозный музей, сиявший реквизированными церковными реликвиями. Судьба собора оказалась трагической. Новая волна антирелигиозной пропаганды подвигла власти города к его уничтожению, несмотря на протесты историков и хранителей культурного наследия. 20 июля 1968 года многострадальный храм и колокольня XVII века были взорваны… В 1984 году на месте собора возвели концертный зал "Дружба" в стиле советского модернизма. Рядом с концертным залом через много лет построили деревянную часовню в память об утраченном соборе. Надо сказать, что за годы богоборчества с карты Брянска исчезли бесследно 25 храмов. Но пока "стояли церкви" , мы ещё встретим их в рассказах писателя. Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" Базар . Рядом с Новопокровским собором без купола, крестов и колоколов на шатровой колокольне XVII века шумел и благоухал всевозможными запахами старый базар – самое экзотическое место города вплоть до 1970-х годов. У Леонида Добычина с рынком связаны не только рассказы, но и собственные житейские ситуации. В письме к своей заочной ленинградской знакомой Лидии Моисеевне Варковицкой (писательница, переводчик, мемуарист; в 1921—1932 гг. работала секретарём и редактором отдела современной художественной литературы в Леногизе) он пишет: "27 ноября 1927 г… Для ознакомления Вас о моем виде посылаю Вам свой Портрет, который мне сегодня выполнили на базаре за 50 копеек, получается общая сумма стоимости сделанных мною вам подарков в 1 рубль 10 копеек. Ни одна дама ещё не пользовалась у меня таким успехом… Л. Добычин". Хочется думать, что "роман в письмах" скрашивал невеселую жизнь писателя. Коллаж Евгении Ильченко (источник: "Письма Л. Добычина к Л. М. Варковицкой" , журнал "Звезда", № 1, 2019) Рыночные и околорыночные "кадры" встречаем в рассказах "Ерыгин" ( "Базар был большой, стояла вонища. Китайцы показывали фокусы" ) и "Портрет", отражающие реалии того времени: раскинувший свой купол цирк-шапито ( "в цирке щелкал бич… Наездница подскакивала" ); "научно-популярный зверинец" ; базарная эстрада, где "украинская труппа топотала, вскрикивая: - ГОП!" . Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" Улица Фокина (бывшая Комаревская гора, ул. Ленина) В 1920 году Леонид Иванович начинает работать в Губстатбюро, находившемся на улице Ленина, 25 (адрес конторы часто менялся), исполняющим обязанности "временного заведующего" секции промышленной статистики и статистики труда. Незаметно, может быть, даже для себя, он "ввинчивается" в управленческие структуры города. Много разъезжает по Брянщине, занимаясь переписью населения. Занятость чрезвычайнейшая! Писательством заниматься некогда. В ноябре 1921 года Добычин переходит в Губпрофсовет на должность заведующего статчастью, затем в Райуполтоп (потом он не раз возвращался в Губстатбюро)… В это время Добычин пишет и издает несколько рассказов, три рассказа публикуются в газете "Брянский рабочий". Но это его особенно не радует, он рвется в Ленинград… Фото из личного архива Евгении Ильченко Все эти конторы находились в нагорной части Брянска на улице Ленина ("Хваля погоду, мы уселись. Счеты стали щелкать") . Вслед за Добычиным мы поднимемся по крутой улице, бывшей Комаревской горе… Дом Советов . Трудно представить более романтическую эпоху строительного бума в истории градостроительства Брянска, чем 20-е годы ХХ века. Все строящиеся здания в стиле архитектурного авангарда – конструктивизма кардинально изменили облик города. И этого не мог не заметить Леонид Добычин: "Улицы спускались и взбирались. Четыре четырехэтажных дома показались, площадь с фонарями и громкоговорителями… Новые дома белелись на горе, блестели стеклами" (рассказ "Портрет"). Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" Что же привлекло внимание "уездного сочинителя"? Грандиозный комплекс Дома Советов, один из первых в Советской России, поражавший жителей малоэтажного Брянска своей монументальностью, был сдан в эксплуатацию 7 ноября 1926 года. Возведенный в формах конструктивизма, он состоял из двух корпусов, объединенных крытой галереей. Автором проекта Дома Советов, выигравшим Всероссийский архитектурный конкурс, объявленный Московским архитектурным обществом, стал московский архитектор-художник А.З. Гринберг (в соавторстве с архитектором, гражданским инженером Б.М. Великовским). Фото из открытых источников Именно площадь Дома Советов "с фонарями и громкоговорителями" упоминается в рассказе. В 1931 году Добычин посылает Л.М. Варковицкой письмо с открыткой с надписью: "Шлю вам Дом Советов. На заборчике против него – почтовый ящик, куда я опускаю письмо". Сегодня это административное здание правительства Брянской области. Рядом с Домом Советом стоял изящный особняк в стиле модерн постройки начала ХХ века с каменными львами у парадного входа. До революции особняк принадлежал дочери купца, благотворителя П.С. Могилевцева. В 1924 году, после перепланировки, в нем разместили губисполком, службы которого после окончания строительства Дома Советов перебрались в новое здание. Красивый особнячок, просуществовавший более полувека, был снесен в 1970 году при реконструкции здания Дома Советов. Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" Продолжение следует