В Уфе представили фэнтези по мотивам эпоса "Акбузат"
Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима закрыл свой 35 сезон премьерой спектакля в жанре фэнтези "Акбузат".
Название отсылает к одноименному башкирскому эпосу. Но это не инсценировка древнего кубаира о крылатом коне Урал-батыра, а фантазия на поднятые в нем темы. О борьбе добра и зла, точнее, об их балансе в человеке, духовном росте или деградации, о том, что героем может стать любой, кто движим чувством справедливости и милосердия, о том, как ловко маскируется зло и как нелегко его распознать.

Все персонажи постановки, за исключением двух, взяты из эпоса "Урал-батыр", и в этом смысле ее можно назвать продолжением памятника устного народного творчества. Вдохновившись эпосом, режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РБ Ильсур Казакбаев в содружестве с Зухрой Буракаевой написал пьесу, в которой мифологические герои действуют уже в современных реалиях.

Сюжет достаточно динамичный, держит внимание, причем для этого не используются особые театральные эффекты. Некоторые сцены решены с изрядной долей юмора, а артисты наделили своих героев яркой индивидуальностью. И это справедливо не только в отношении ключевых персонажей, таких как Акбузат (заслуженный артист РБ Рамзиль Сальманов), но и других действующих лиц. Это Шульген (играют в дубле Динислам Сафин и заслуженный артист РБ Вадим Клысов), змея Юха (блистательно воплощенная заслуженной артисткой РБ Лилией Искужиной), Хомай - жена Урал-батыра, дочь царя птиц Самрау и Солнца (народная артистка РБ Рушанна Бабич), Самрау (заслуженный артист РБ Шагит Хамматов), Ульмаскарт (Салават Юлдашбаев).
Декорации (художник-постановщик Лейсан Хусаинова) минималистичны, но ощущения пустоты на сцене, тем не менее, не возникает. Зато все, что есть, работает полностью, а умелое использование световых эффектов (художник по свету Денис Черепанов) позволяет зрителю представить всю картину. Интересно решены костюмы персонажей: они яркие и современные с элементами народного декоративно-прикладного искусства. Музыка в спектакле (композитор Магуля Мезинова) сочетает народные мотивы и современную мелодику.

Действие происходит уже после смерти Урал-батыра, который спас человечество от гибели. Он разрубил волшебным булатным мечом скалу, откуда полилась живительная влага, возродившая жизнь на земле. Его брат Шульген, символизирующий темное начало, выбирается из озера, куда его сослали, и решает взять реванш. Все заслуги Урала он пытается приписать себе, в чем ему помогает Юха - пиарщица, политтехнолог и телеведущая, мастерски "переобувающаяся в воздухе" в угоду заказчику. Для того чтобы склонить общественное мнение на свою сторону, они используют безотказный прием: обесценивание и демагогию. Но все же цели не добиться, пока свидетели подвигов Урал-батыра - Хомай и Самрау - могут опровергнуть ложь. Они бессмертные существа, значит, надо, чтобы замолчали. Делается это с помощью яда. В результате Хомай теряет голос, а Самрау превращается в тупого петуха. Яд действует и на Акбузата, который рискует превратиться в Карабузата, то есть черного коня, и стать слугой Шульгена. К счастью, процесс этот протекает не быстро, и периоды помешательства сменяются периодами здравомыслия.

Но истинной власти Шульгану без обладания мечом Урал-батыра не добиться. Хомай спрятала его на далекой звезде, куда добраться не так-то просто… И надо опередить злодея. В очередной раз спасти человечество суждено хрупкой девушке Наркас (Наркас Калмурзина) и юноше Хаубану (Байегет Мухарлямов). Если в эпосе Наркас - дочь Шульгана, а Хаубан - правнук Урал-батыра, то в этой интерпретации они не связаны родственными узами. Между ними - любовь. Хаубан - увлеченный рэпом юноша, даже не помышляет о чем-то героическом, но очень хочет помочь Наркас, которой грозит смерть. И когда речь заходит о том, чтобы добыть меч Урал-батыра в далекой галактике, он явно теряется. Тем более что ему противостоит могущественный Шульган. Но как и положено в сказках, юноше помогают смекалка, а еще - курай, мелодии которого завораживают, а сам инструмент, изготовленный из тростника, можно использовать как оружие, стреляя из него горохом. Так он ненадолго нейтрализует Шульгана, чтобы выиграть время. Акбузат уносит Хаубана к звездам, они добывают меч. И можно только радоваться: добро снова побеждает зло, но только на время - уползая в свое озеро, Шульган обещает вернуться с новыми силами…

Фэнтези "Акбузат" - не первая постановка Ильсура Казакбаева по мотивам башкирских кубаиров. В Башдрамтеатре идет его постановка "Заятуляк и Хыухылыу".
- Я всегда с радостью откликаюсь, когда театры предлагают сделать спектакль на местном башкирском фольклоре. Как писали в своих дневниках Мустай Карим и Флорид Буляков, наш фольклор - это очень большое богатство, которое у нас под ногами лежит, но мы его не замечаем, - говорит Ильсур Казакбаев. - Я считаю, что театр должен уделять внимание таким сюжетам, которые должны обретать второе дыхание. В книжном варианте эпосы читают, конечно, очень мало людей, и поэтому нужно давать новую жизнь нашим эпосам", - подчеркнул режиссер-постановщик Ильсур Казакбаев.
