Все свободны, фабрика закрыта!
Напомним: фестиваль проводился в Москве с 8 по 20 июня 2025 года в Московском Губернском театре в рамках образовательной программы для студентов театральных вузов, молодых актеров и творческих лидеров. В этом году здесь прошли обучение 106 участников из 45 регионов России и Беларуси. Основная идея смотра – объединить деятелей театра, режиссеров и актеров, исследующих и развивающих наследие театрального реформатора К.С.Станиславского. Для студентов и молодых актеров из разных регионов России в рамках фестиваля работали более 30 преподавателей — они провели мастер-классы и тренинги по мастерству актера, сценической речи, вокалу, пластике, озвучанию, лекции по истории театра и другим дисциплинам. Фото Н. Бобровой Также здесь встретились худруки и главрежи из 25 регионов России. Для них проводился семинар-практикум "Творческие процессы: смыслы и ценности, инструменты управления и реализации". Из нового. В этом году впервые на фестивале артистов и студентов отбирали по предварительному кастингу: среди актеров был конкурс 5 человек на место! Впервые была проведена программа для молодых творческих лидеров. И еще – совместные занятия с крупным театральным образовательным проектом – Летней театральной школой СТД России. Для молодых актеров, режиссеров и хореографов из девяти стран провели мастер-классы Сергей Безруков, Владимир Машков и Искандер Сакаев. Главный режиссер Российского государственного академического молодёжного театра (РАМТ), профессор, заведующая кафедрой сценической речи и вокала Школы-Студии МХАТ, художественный руководитель театра "Практика" Марина Брусникина провела со студентами лабораторию на тему "Авторский метод переноса прозаического текста на сцену и превращение его в ткань спектакля". Итогом лаборатории стало создание яркого эскиза спектакля по рассказу А.П. Чехова "Учитель словесности". В нем приняли участие студенты Ростовского-на-Дону филиала ВГИК (мастерская С. Безрукова). Выбор произведения был не случаен — Брусникина давно хотела поставить один из рассказов Чехова своим оригинальным методом. "Учитель словесности" - То, что мы сделали – это не совсем спектакль, это опыт коллективного рассказа, – говорит Брусникина. – Мы работали над умением в монолите текста построить диалог, проработать существование каждого персонажа. Мы делали много этюдов, разговаривали, занимались движением текста и тем персонажей. Мне повезло: курс, с которым я работала – чудесный курс. Ребята были нацелены на работу, все моментально пробовали и делали. У всех было огромное желание работать. Сначала, конечно, было немного страшно, что можно сделать за 12 дней? Но мы все успели. Поэтому большое спасибо ребятам и этой замечательной затее. Мне кажется, такие образовательные программы очень полезны, потому что это налаживание профессиональных связей, контактов. Студенты получают нечто другое, чем то, что им дают в их вузах, расширяется их горизонт. Лаборатория под руководством режиссёра-хореографа, главного балетмейстера Театра Сатиры, Сергея Землянского предложила актерам заново открыть для себя столь важный инструмент, как собственное тело. Созданный Землянским жанр "wordless" (без слов) – это синтез драматического, танцевального искусства и пантомимы. В рамках фестиваля Сергей Землянский поставил пластический эскиз по повести Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", в котором приняли участие студенты театральных вузов из Казани, Саратова, Самары, Перми, Екатеринбурга и Белгорода и Красноярска. "Леди Макбет" С. Землянского - Я уже много лет работаю с драматическими актерами, с великой классической литературой, но без текста, – говорит Землянский. – Мне кажется, в этом есть какая-то прелесть для артистов, – пройти путь своего персонажа, пережить и рассказать его историю без слов. Убежден, что таким образом можно сказать гораздо больше, чем при помощи текста. - Думаю, это очень интересный опыт не только для артиста, но и для зрителя. Мы с Максимом Меламедовым делали эскизы по одному произведению. Так сложилось, что я давно задумывался над этой повестью Лескова. И когда мне предложили поучаствовать в работе "Фабрики" в качестве мастера, я предложил "Леди Макбет Мценского уезда". У Максима тоже была идея это сделать, и всем показалось, что это будет любопытно – показать один и тот же материал в абсолютно разных решениях. Действительно, получилось любопытно. Ведь режиссер, актер, сценарист, лауреат российских и международных театральных премий Максим Меламедов в своем драматическом эскизе "Леди Макбет Мценского уезда" соединил текст Николая Лескова с шекспировскими сюжетами и персонажами. Максим считает, что совсем не случайно автор назвал Катерину "Леди Макбет", ссылаясь на одну из самых загадочных трагедий великого драматурга. В эскизе приняли участие студенты из Красноярска, Екатеринбурга, Самары, Белгорода. "Леди Макбет" М.Меламедова - У нас абсолютно все было по любви, – говорит Меламедов. – И я очень благодарен за возможность поработать на "Фабрике Станиславского", взаимодействовать с молодежью. Ребята очень интересные, они приехали открытые, подготовленные, впитывали все, как губка. Они закончили третий курс и только начинают играть дипломные спектакли. Поэтому, конечно, для них это большое испытание – за десять дней подготовить эскиз и показать в Москве, на зрителя. Но они выдержали это испытание, все справились, я доволен ребятами. После показов состоялась яркая, с оркестром, церемония закрытия фестиваля. Участникам вручили дипломы, а мастерам "Фабрики Станиславского", режиссерам Марине Брусникиной, Сергею Землянскому и Максиму Меламедову художественный руководитель фестиваля Сергей Безруков торжественно вручил памятные статуэтки "Верю" – эксклюзивные миниатюрные бюсты Станиславского из "бисквитного" фарфора, созданные мастерами Дулевского фарфорового завода. - Когда задумывался фестиваль "Фабрика Станиславского", нами двигала идея объединить деятелей театра, режиссеров и актеров, которые исследуют и развивают учение Станиславского, – говорит Безруков. – В центре его знаменитой системы – актер. Именно актер – проводник смыслов и идей автора и режиссера. Благодаря актеру мы видим жизнь человеческого духа на сцене. Поэтому в финале фестиваля мы всегда награждали актеров – тех, кому мы готовы вслед за Станиславским сказать знаменитое "ВЕРЮ!". - В этом году мы посвятили все внимание воспитанию молодых актеров и студентов – тех, за кем будущее нашего театра. Помогали нам в этом замечательные педагоги и мастера, профессионалы своего дела. И сегодня впервые за все время существования нашего фестиваля мы увидели результаты работы "Фабрики Станиславского" – эскизы спектаклей, которые поставили мастера нашей "Фабрики". Дорогие мастера, верю, что благодаря вашей работе молодые ребята, которые делают первые шаги в профессии, стали ближе к вершинам мастерства. Сергей Безруков убежден, что делает важное дело: - Мы не зря назвали когда-то наш фестиваль "Фабрикой" – мы по мере своих сил куем таланты, театральные кадры, будущее нашего театра, – говорит Безруков. – И, пожалуй, это важнее, чем традиционный смотр или конкурс спектаклей. Поэтому мы решили оставить этот творческий формат "Фабрики Станиславского" как основной. Наша "Фабрика" продолжит свою работу через год. Больше новостей в нашем тг-канале: https://t.me/re_wi_zor.