Андрей Максимов: "Аркаим" Адамович и Маликова - история про постижение людей
Мне - шестьдесят шесть лет. Говорят, это немало. Наверное… Только я прошедшие годы совершенно не ощущаю. И по-прежнему в каждом новом возрасте мне нравится жить больше, чем в предыдущем. И я делаю ровно то, что делал в тридцать лет или в пятьдесят. Работаю также.
Но вот окружающие… Они-то точно все знают про мой возраст. Они чуют. Они намекают. И я понимаю, что начинаю стареть не от прожитых лет, а от брошенных взглядов. На стариков и молодых у нас смотрят по-разному. На пожилых - вежливо-снисходительно, как бы спрашивая: "А что? Ты еще здесь? Зачем же?"
Такой взгляд категорически не нравится драматургу Ксении Адамович, что она и выразила в своей пьесе "Аркаим". При поддержке АНО "Деменция.net" ее поставил режиссер Руслан Маликов, и сыграли на арендованной для этого дела "Маленькой сцене" РАМТа. Зрителей было невероятно много: такое называется "переаншлаг". Театр - удивительное место: если спектакль хороший, то об этом становится известно еще до премьеры.
"Аркаим" - спектакль хороший. И, хотя я очень не люблю этот эпитет по отношению к искусству, все-таки употреблю: спектакль нужный.
Замечательный художник Александр Петлюра создал такую декорацию, которая - с одной стороны - вокзал, место вполне себе годящееся для того, чтобы символизировать нашу жизнь - жизнь людей, постоянно желающих поехать в какие-нибудь более прекрасные, более комфортные, более теплые, неведомые места. Но, с другой, экраны проецируют настоящую, реальную жизнь.
Деменция не уничтожает человека, и, соответственно, не должна уничтожать внимание к нему
Главный герой Константин Григорьевич Буколов, полковник-танкист в отставке. Константин Кожевников замечательно не играет старика. И это важно. Он играет другого человека - того, у которого есть свой мир, своя жизнь. Окружающие называют эту жизнь "деменция". Но у Константина Григорьевича Буколова иного бытия нет - приходится проживать это.
В спектакле - несколько историй людей, которые больны деменцией. Но Ксения Адамович писала пьесу не про больных, а про других людей - тех, что живут в своем мире. Да, деменция - это жестокая болезнь. Она не лечится - она терпится и окружающими и самими больными. Но она не уничтожает человека, и, соответственно, не должна уничтожать внимание к нему.
Юлия Башорина совершенно блистательно играет сиделку, в которой нет ничего от милой, приятной барышни. Она - резкая, бывает грубовата. Но в главном герое она видит человека. И это самое главное: видеть человека в другом.
Справедливо восклицает в финале спектакля внучка главного героя Дуся (Елена Морозова): мол, кого мы только не слушаем в этой жизни - и астрологов, и хиромантов, и еще Бог знает кого - а стариков не слушаем почему-то… А ведь и вправду… Подчас ставим между ними и собой стену: они из другого поколения, старые, больные, несовременные… Почему же так вышло? И так ли вышло у вас, дорогой зритель? Не вообще, а в конкретной вашей жизни?
Ксения Адамович написала очень хорошую и добрую пьесу. Руслан Маликов поставил хороший и добрый спектакль. Что, на самом деле, было не легко, ведь пьеса - это просто набор историй, наблюдений, если угодно. Тут нет детективного сюжета, который будет сам по себе зрителя увлекать. Увлекают человеческие истории и актеры, их разыгрывающие.
Маликов поставил спектакль так, чтобы руководить нашим, зрительским, вниманием. Его постановка "не про сюжет", а "про жизнь". И мы, зрители, радостно подчинились этой жизни и стали в ней купаться. Это и есть истинное зрительское удовольствие.
Ну, и, разумеется, когда блестяще играют актеры, мы понимаем, что тут заслуга режиссера огромна. Тем более большинство играет по несколько ролей. Понимаете, что это значит? На наших глазах актеры превращаются в разных, непохожих людей.
До чего же богат талантами наш российский театр, если такого уровня артисты еще не стали звездами!
Ксения Чачава начинает спектакль. Блестяще! Короткий монолог сиделки, в котором виден человек, судьба, его боль, его радость, - все! И когда Ксения появляется в следующей роли, ты, зритель, не сразу ее узнаешь. Просто какой-то театральный фокус делается на наших глазах.
И так поступают все актеры. Провалов нет. Мария Лапшина, Ольга Евсеева, Иван Василевский, Александр Весна. Я не знаю этих артистов. Но, посмотрев спектакль "Аркаим", я понял: это моя проблема, а не их. До чего же богат талантами наш российский театр, если такого уровня артисты еще не стали звездами!
Рассмотрев совсем глубоко, понимаешь: "Аркаим" Адамович и Маликова - история про постижение людей. Человек, больной деменцией, наиболее сложен для постижения. Это урок для всех нас. Понять непонятного, не понятого, больного, другого… Понять, а не испугаться. Принять, а не оттолкнуть.
Важно, что все эти мысли рождаются уже после финала. На спектакле не до них. Ты погружаешься в существование близких людей, практически - соседей по жизни. Переживаешь за них, радуешься, постигаешь.
Спектакль, что называется, "забирает". Смотреть с "холодным носом" не получится. Потому что он не про какую-то жизнь, которая происходит где-то там, в какой-то дали, не со мной. О, нет! Он про то, что я могу наблюдать, выйдя из подъезда, про то, что рядом.
"Аркаим", мне кажется, принципиальной удачей. Это, с одной стороны, документальный спектакль, то есть в нем рассказываются подлинные истории людей, заболевших деменцией. Но, с другой, эта постановка художественная, глубокая, заставляющая задуматься о самых главных, сущностных вопросах.
Просто хороший спектакль. Вот и все.