Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

В Театре Камала прошел фестиваль тюркских народов "Науруз"

В Казани под знаком великого переселения Татарского академического театра им. Галиасгара Камала прошел фестиваль "Науруз". От улицы Татарстан, от родной сцены, камаловцы и другие театры-участники по набережной озера Кабан театрализованным шествием прошли в сторону своего нового дома - на улице Хади Такташа. Шли с оркестром.

А там, на другом берегу озера, построено впечатляющее, имеющее несколько залов и передовое техническое оснащение, здание. Это очевидная архитектурная достопримечательность Казани и новое сокровище озера Кабан, преобразившее берег. Театр официально открыт в январе, первые спектакли показали уже в марте. Но в полном смысле театром этому зданию еще только предстоит стать.

Необходимо не только перевести сюда спектакли, труппу и службы, но и сообщить огромному (площадью порядка 60 тысяч кв. метров) пространству творческую энергию и традиции, сделать его живым. Вот это сейчас и происходит.

"Науруз" - фестиваль, имеющий долгую историю, впервые проведенный без малого 40 лет назад, одна из таких традиций. На протяжении всего нового века его проводит именно Театр Камала.

В этом году афишу открыла недавняя премьера камаловцев - "Башмачки" по музыкальной комедии Джаудата Файзи на либретто Тази Гиззатова. Классика татарской сцены, первая национальная музыкальная комедия, впервые сыгранная в 1941 году, затем имевшая всесоюзную популярность.

Поиздержавшийся казанский купец намерен выдать красавицу дочь за богача. Но это его тайный план. Драгоценные, расшитые золотом башмачки - подарок, вокруг которого и строится интрига. Конечно же, побеждает пара молодых влюбленных.

Сегодня главный режиссер Театра Камала, художественный руководитель "Науруза" и, прямо скажем, классик современной татарской, да и всей российской сцены Фарид Бикчантаев превращает этот настолько же опереточный, сколь и бытовой, сюжет в торжество театральности. Тонкий по смыслам, озорной по настроению и очень современный спектакль, где в забавный анекдот о неудавшейся хитрости казанского купца начала 19 века органично вплетается абсолютно современное звучание.

Главный сценографический мотив - виды старой Казани в нежных, прозрачных акварельных витражах (художник-постановщик Сергей Скоморохов). Начинается спектакль на небольшой площадке, где собирается яркая девичья стайка, но стихия игры неудержимо разрастается и охватывает всю сцену.

Исторические костюмы включаются в диалог с костюмами, которые могли бы носить и сегодня, но все же не бытовыми, а балансирующими на тонкой грани эксцентрики (художник по костюмам Марина Марьянич).

Расшитые золотом башмачки сверкают под стеклом музейной витрины, как драгоценный экспонат. На сцену выплывают кораблики под парусами, что выглядит не только приметой места действия, но и изящным, лирическим оммажем старому зданию Театра Камала, ведь силуэтом он напоминает парусный корабль, приставший к берегу Кабана. И вместе с тем парус - это символ легкого воздуха, озорства и изящества театральной игры, которым дышит этот спектакль. Для движения парусу тоже нужна энергия, энергия ветра.

Символично, что премьера спектакля состоялась в марте на старой сцене, когда новая уже была открыта. Во время фестиваля его сыграли на новой. Вдохнуть жизнь в старую комедию еще как удалось. Вокальное мастерство артистов, работа оркестра под руководством Данияра Соколова говорят о силе музыкальной природы татарской сцены. И все же по сути своей это спектакль, созданный по законам драматического театра на национальной сцене. Актерский ансамбль очень слаженный, сильный. Прозрачная легкость рождается здесь на крепкой основе мастерства, а в радости и озорстве таится тонкая грусть быстротечности бытия.

Спектакли Театра Камала составили на фестивале отдельный сюжет.

Еще одним спектаклем Фарида Бикчантаева показанным на "Наурузе", но уже в Специальной программе Международной Театральной олимпиады, впервые пришедшей в Казань, стала одна из главных работ Театра Камала - "Муть. Мухаджры" по эпопее Махмуда Галяу. Эта работа обращение к истории татарского народа в XX веке, спектакль "о поиске земли обетованной", он хорошо известен в России и по праву удостоен премии "Золотая Маска".

Новое здание Театра Камала стало сценой, где начинается профессиональный путь выпускников курса Фарида Бикчантаева, молодые артисты завершают в этом сезоне обучение и в полном составе приняты в труппу. На фестивале самые молодые камаловцы показали спектакль "Тысяча и одна ночь", современное переосмысление сказок Шахразады, режиссер - Данна Афаунова.

Еще один камаловский спектакль "Возвращение Тукая" - пьеса татарского поэта Резеды Губаевой о Габдуле Тукае, где вымысел соседствует с документом, в постановке режиссера Айдара Заббарова - стал лучшим спектаклем, задавшим линию осмысления истории национальной культуры через обращение к тем людям, которые ее создавали. Роль Тукая - потрясающая и поистине незабываемая актерская работа Эмиля Талипова.

Татарский театр Нур из Башкирии показал на "Наурузе" спектакль "Туташ. Прерванный полет" о первой татарской актрисе Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской. Чувашский ТЮЗ имени Михаила Сеспеля - обратился к трагической биографии, прожившего всего 22 года поэта, имя которого носит театр, а спектакль поставил приглашенный из Калмыкии режиссер Борис Манджиев.

Все это лишь малая часть фестиваля, прошедшего на сценах обеих зданий Театра Камала и в других казанских театрах. В программе спектакли из Кыргызстана, Республики Алтай, Якутии, Хакассии, Марий Эл, Казахстана, Узбекситана, ЮАР, Греции, Турции, Бразилии и Санкт-Петербурга - в Специальной программе Театральной олимпиады участвует Александринский театр.

Сюжетов и творческих открытий на фестивале достаточно. И все же главный из них отражается сегодня в водах озера Кабан. Здесь друг на друга с разных берегов смотрят уходящий в прошлое сегодняшний день Театра Камала и его будущее. С началом нового сезона Театр Камала должен будет полностью оставить прежнюю сцену, здание передадут другому коллективу. В кулуарах, конечно же, уже звучат уверенные версии, какому именно. Но официального распоряжения еще нет, подождем и мы, тем более, что это будет уже совсем другая история.