Как проходит книжный фестиваль в Архангельске

Писателей Архангельск встретил лёгкой прохладой и солнцем. Книжная и детская программа фестиваля "Белый июнь" вновь проходила под крики чаек и отдаленный плеск Северной Двины.

Как проходит книжный фестиваль в Архангельске
© Российская Газета

В этом году фестиваль "Белый июнь" посетил Владимир Григорьев, Директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры. Владимир Викторович прошёлся по торговым рядам, заглянул в оживленные встречами шатры. "Пожалуй, "Белый июнь" в Архангельске - лучший книжный фестиваль после Москвы и Санкт-Петербурга", - поделился впечатлениями Григорьев.

Это доказывают и посетители фестиваля, архангелогородцы полюбили "Белый июнь" и встреч с издательствами ждут ничуть не меньше, чем с известными писателями и поэтами.

И этот год не исключение: не успели книготорговцы распаковать коробки, как к ним потянулся поток покупателей. Например, к издательству "Синдбад" бегут за новинками - "Книгой Гусыни" Июнь Ли, "Улыбочкой" Омер Барак и многими другими, берут сразу по 4-5 книг со словами "два года ждали встречи с вами, как хорошо, что вы снова приехали". Книги здесь нарасхват.

Но и на встречах и дискуссиях слушатели задерживаются надолго, охотно задают вопросы и потом ещё долго не отпускают любимых авторов: когда ещё доведётся задать вопрос, получить автограф, обнять и сделать фото на память?

"Если бы мне не удалось поехать в Гималаи, то они бы сами постучались в мое окно", - завораживает своим рассказом Марина Москвина слушателей, которые лежат в шезлонгах, словно на пляже. А в соседнем шатре финалист премии "Большая книга" Илья Кочергин рассказывает о своей книге "Запасный выход" и признаётся, что всегда писал в новомодном сегодня жанре - автофикшн, рассказывает, как приручение коня, с которым люди до этого обращались довольно жёстко, позволило ему избавиться от чувства обиды: "Этого коня использовали, как спортивный снаряд. И тем не менее он не озлобился на людей, не обиделся на них, а продолжил и дальше с ними общаться, служить им. Меня это поразило. И мне стало стыдно, что люди обижаются порой на какие-то мелочи, а животные - нет", - рассказывал Кочергин.

Аншлаг случился и у автора для детей и подростков Екатерины Аксёновой - шатер буквально окружили и юные слушатели, и публика постарше.

"Мне интересно писать о трагедии, которая тихо подкрадывается и сильно меняет человека. Но в моих книгах люди находят выход, находят душевную теплоту. Впрочем, и веселые книги - это про меня. Скоро выйдет сюрреалистичная тревел история про девочку, которая влюблена в заболевшего мальчика. Она с другом отправляется в лес, где упал метеорит, который исполняет желания, и там с ними случаются безумные приключения", - поделилась Екатерина.

Педагог и председатель Ассоциации "Гильдия словесников" Антон Скулачев признался, что это вызов для него - провести открытый урок литературы на площади. Речь шла о пространстве счастья в литературе, месте, где законы времени не действуют, где можно встретиться со своим внутренним ребенком. "Это как рай, который человечество в культуре ищет всю жизнь", - поделился Скулачев.

А музыковед, кандидат искусствоведения Ада Айнбиндер представила книгу "Чему я могу научиться у Петра Чайковского": "Когда я писала книгу, я была удивлена, насколько мало мы знаем о Чайковском. Нет никаких сомнений, что придут новые поколения, будут новые открытия.Книга в первую очередь о человеке, а не о композиторе. Путь Чайковского интересен тем,что ничто не предвещало, что с ним дальше случится. Он родился в семье горного начальника, в небольшом селе. В то время профессии артиста и музыканта не существовало". А если говорить именно о названии книги, об уроках, то "у Чайковского был очень четкий распорядок дня, он никогда не работал по ночам", Айнбиндер признается, что хотела бы сама следовать этому же правилу в жизни.

Традицией фестиваля стало проводить дискуссию под загадочным названием "Купе "Гоголя": здесь известные писатели, критики и журналисты обсуждают тему, которую определяют сами. В этом году журналист и писатель Анна Хрусталева, редактор "Редакции Елены Шубиной" Вероника Дмитриева, литературный обозреватель Наталия Ломыкина и журналист и историк спорта Станислав Гридасов говорили на тему "Верность и измены в литературе и жизни".

Анна Хрусталева начала с исторического контекста, когда в 1540-х годах вышла одна из первых авторских книг русской литературы о любви, но при этом о вероломстве и предательстве - "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма. А Вероника Дмитриева напомнила,что в современном мире верность как раз в почете, напомнив роман "Невидимый Саратов" Михаила Левантовского, назвав этот тест эталоном верности.

Из года в год архангелогородцы дают писателям почувствовать себя звездами на русском севере, устраивая теплый прием, раскупая книги и угощая поморскими яствами. Любовью читателей к писателям и наоборот здесь буквально пропитан воздух. Пусть так будет и в следующем году. А фестиваль "Белый июнь" продолжается - впереди заключительный день книжной и детской программы, а впереди еще "Музыка", "Театр", "Кино" и "АРТ".