Играем и экспериментируем!
За год работы студенческий театр ЮЗГУ «Мизансцена» успел заявить о себе: от спектаклей в троллейбусе до лауреатства в региональной Студенческой весне. Мы узнали, как непрофессиональные актёры покоряют сцену и что самое сложное в работе со студентами. В прошлом году в стенах Юго-Западного государственного университета начал свою работу студенческий театр «Мизансцена», его руководителем стала актриса Курского драматического театра Мария Нестерова. За спиной у неё десятки ролей, а также большой опыт в преподавании актёрского мастерства и сценической речи. – Я с радостью согласилась возглавить студенческий театр. Сама училась в двух институтах и считаю, что студенчество – самое прекрасное время в жизни, – говорит Мария Нестерова. – В нашей группе ребята с разных факультетов, и это особенно ценно. Да и моя дочь недавно окончила университет, так что я будто остаюсь в этой атмосфере. Мне очень нравится работать с молодёжью. Но пусть не пугаются – я не энергетический вампир, не кусаюсь. Сейчас в труппе театра 11 студентов. Как признаётся Мария Нестерова, главная сложность в работе с непрофессиональными актёрами – морально-этическая: кому-то не хватает проработки речи, кому-то – понимания актёрской природы, поэтому иногда приходится отказывать. Тем не менее шанс дают каждому. – Прослушиваю, даю упражнения, пробные репетиции – вдруг что-то упустила? Но, как и в любой профессии, здесь должны оставаться лучшие. Ещё одна проблема – катастрофическая нехватка мужчин. Мировой репертуар в основном «мужской», а у нас девушек больше, – отмечает руководитель театра. – Так что студенты ЮЗГУ – парни, ау! Приходите в театр, вас очень ждут. Сейчас у нас небольшой, но сильный костяк. Ребята здорово выросли за сезон – мы выпустили два спектакля. Актёры растут не в теории, а в практике: чем больше играешь, тем лучше становишься. Помимо проверенных методик Станиславского и Немировича-Данченко в «Мизансцене» ищут подход к каждому студенту: раскрывают их скрытые способности, подталкивают через похвалу и строгость, а также ставят в самые необычные условия, чтобы была возможность прочувствовать роль. Есть в студенческом театре и молодые артисты с опытом. Например, студентка Мария Симонова – будущий журналист, но ещё во втором классе школы связала свою жизнь с актёрством. – Хотелось и в университете найти место, где можно было бы продолжать играть. Так я узнала о студенческом театре «Мизансцена» и поняла – это именно то, что нужно. С тех пор театр стал не просто хобби, а важной частью моей жизни. Здесь я могу развиваться, пробовать новое и, конечно, играть, – рассказывает Маша. – У нас есть и опытные участники, и новички, но мы быстро нашли общий язык. Всегда помогаем друг другу: кто-то подскажет, кто-то подставит плечо. Такая комплексная работа даёт свои результаты. Этой весной театр стал лауреатом II степени в номинации «Театр малых форм» «Студенческой весны Соловьиного края». Кроме этого, его актёры получили специальные дипломы: Дмитрий Чепиль – «За лучшую мужскую роль», а Полина Косинова – «За лучшую женскую роль второго плана». На сцене студенты представили инсценировку комедийной пьесы «Беда от нежного сердца» русского драматурга Владимира Соллогуба. – Я очень люблю русскую классику XIX века за язык, за ум. Авторы вроде Крылова, Соллогуба, Кани создавали удивительные произведения: мудрые, остроумные, с яркими характерами. А для студенческого театра это идеальный материал, ведь это молодые, умные, прогрессивные люди. Они прекрасно чувствуют юмор и дух той эпохи, – рассказывает Мария Нестерова. А ещё «Мизансцена» не боится экспериментов. В День Победы студенческий театр устроил камерный спектакль в троллейбусе. Ребята исполняли произведения о войне: звучали песни, стихи и проза Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого, Евгения Носова, Михаила Шолохова, Константина Симонова. – Ребята сразу согласились на такой эксперимент, выложились на все сто и растрогали пассажиров до слёз. И что очень важно – никто не возмущался, не спрашивал: «Зачем это в троллейбусе?», – говорит руководитель театра. – Другой пример – читка пьесы «Фрида». Непрофессиональные актёры разобрали материал, играли вместе с двумя опытными артистами и смогли создать яркие образы. А ведь среди зрителей были три заслуженных артиста России и режиссёр. Им спектакль очень понравился. Полина ТРЕТЬЯКОВА