В Курской области сняли художественно-биографический фильм «Фет – единственный в России». Над ним работали сотрудники Центра молодёжных инициатив «Медиа и креатив». Кино рассказывает о жизни и творчестве поэта, приоткрывает тайну его противоречивой натуры, тонко воспринимающей красоту окружающего мира. Культурный проект приурочен к 205-летию со дня рождения поэта. «Не пересечься с Фетом невозможно» Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился в 1820 году в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Фамилия Фёт принадлежит первому мужу матери поэта Шарлотты-Елизаветы Беккер – Иоганну-Петеру. Шарлотта родилась в 1798 году в семье тайного советника, военного комиссара Карла Беккера. В 1818 году в Дармштадте она вышла замуж за асессора городского суда Дармштадта Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фёта. В этом браке у неё родилась дочь. В 1820 году в доме Беккера остановился приехавший на лечение в Германию 45-летний русский дворянин Афанасий Неофитович Шеншин. Шарлотта, потеряв голову от постояльца, оставив семью, бежала с ним в Россию, где у неё родился сын Афанасий. Историки до сих пор спорят, когда появился на свет будущий поэт – 23 ноября или 5 декабря. Сам он отмечал день рождения в декабре. Согласитесь, даже на биографическом уровне фактура для кино богатая. Картина, снимавшаяся в августе прошлого года, охватывает более десяти мест Курской и Орловской губерний, связанных с биографией Афанасия Фета, в том числе Воробьёвку, где поэт создал свой лучший сборник «Вечерние огни». Сценарий к фильму режиссёра Дмитрия Калинина написала курский журналист Ирина Валерьева. Часть биографии, связанной с деятельностью Фета как мирового судьи, прокомментировал адвокат Александр Терновцов. Консультантом стала сотрудница Курского литературного музея Ирина Михайлова. Мы попросили её поделиться своими впечатлениями от участия в фильме. – Фильм состоит из фрагментов, записанных в разных музеях, – рассказывает Михайлова. – В Курском литературном музее тоже представлено творчество Афанасия Фета. Я не фетовед, но жить на курской земле и не пересечься с Фетом невозможно. Тема, которой занимаюсь я, тоже связана с Фетом – это биография Валериана Бородаевского (поэт Серебряного века, уроженец Курской губернии. – «КП»). Это тема моей диссертации. Что интересно, в ней есть параграф, который так и называется «Бородаевский и Фет». Бородаевский считал, что на него как поэта оказали влияние Тютчев и Баратынский, но ни Тютчеву, ни Баратынскому он стихов не посвящал. Единственный поэт, которому он посвятил стихи, это как раз Фет. Бородаевский не был знаком с Фетом, но мог бывать в его усадьбе в начале XX века. Его понимание Фета как поэта совпадает с мнением тех, кто близко знал Фета, кто с ним общался. Фильм создан молодой творческой группой. – Мне было приятно работать в этом проекте с молодёжью, – признаётся Михайлова. – Они как-то по-другому воспринимают Фета. Например, для меня Фет – поэт философский, с налётом хрестоматийного глянца. У них Фет другой, они более смело, более динамично говорят о нём. Фильм уже получил много разных отзывов, как положительных, так и отрицательных. «Фет – единственный в России» не первый фильм о поэте. Кому-то больше нравятся предыдущие, более классические экранизации его биографии. А вот сторонникам смелых творческих экспериментов креативный Фет пришёлся по душе. – На показе был полный зал молодёжи, – продолжает Ирина Михайлова. – Считаю, фильмы должны быть разными. Мне лично эта работа очень понравилась, понравилось, как показана наша фетовская усадьба, великолепные съёмки природы… Сделайте лучше! В Курском литературном музее нет экспонатов-оригиналов, к которым прикасался Фет. Но есть материалы Фетовских чтений, которым около 40 лет, и это уже наша история. – Данные сохранились благодаря энтузиастам, в частности студентам филфака, которые бережно отнеслись к материалам своих преподавателей, возивших их в Воробьёвку, – продолжает Ирина Михайлова. – Я ещё застала те времена, когда сюда приезжали такие масштабные фетоведы, как профессор Вячеслав Кошелев. О возрождённой фетовской усадьбе он сказал так: «Теперь я могу спокойно умереть». Реконструкция усадьбы поэта была мечтой многих людей. Сейчас она имеет особое значение – когда с отечественного культурного горизонта уходит много иностранного, мы обратили взор на своё культурное наследие. Ещё несколько лет назад такого всплеска не наблюдалось, отмечают специалисты. А сейчас налицо поворот к национальной культуре. Так, музейщики проводят занятия по культуре региона в учебных учреждениях. В большинстве из них есть понимание, что литература родного края – особая литература, многие педагоги и сами приходят в литературный музей пополнить копилку знаний и впечатлений. Из одной такой встречи в стенах Курского литературного музея родился интересный творческих проект, реализованный студентами ЮЗГУ и их наставницей Ириной Тененёвой, – литературно-музыкальный календарь «Двенадцать месяцев с Афанасием Фетом». Каждый месяц студенты записывали новый видеоролик на стихотворение Фета. Это был пандемийный год – подходящее время для экспериментов с видеоформатом. Первый ролик зрители не «распробовали», но уже второй хорошо зашёл, были в проекте неожиданные находки. – Хоть ребята и непрофессиональные чтецы, всё сделано с душой, необычно, интересно, – говорит Михайлова. – Один студент – участник проекта как раз тогда выехал во Владимир, где записал ролик на фоне по-настоящему русского зимнего пейзажа, а у нас в Курске в это время было как раз бесснежье. Другая участница проекта, работая проводницей в Казани, записала на мосту красивый ролик, стилизованный под эпоху Фета. Получилось современно, динамично, поэтому к такому формату в новом фильме о Фете я была готова. А тогда мы каждый месяц на сайте Курского областного литературного музея выкладывали новый ролик, который имел большой резонанс. Люди стали с нетерпением ждать каждый ролик, обменивались мнениями. Мы, сотрудники музея, решили поставить точку в проекте красиво – в день рождения Фета пригласили всю большую съёмочную группу и заказали торт с изображением литературного музея, открытой книгой Фета, этот торт мы и вручили участникам проекта, но сначала был полный показ «Двенадцати месяцев с Афанасием Фетом» и его обсуждение. В фильме о Фете та же атмосфера поэтической игры, где пересекаются прошлое и настоящее. В картине рассказывается об интересных фактах биографии Фета (загадка его немецкой фамилии, принадлежность к дворянству, трагическая гибель Марии Лазич, музы поэта), показана его семейная жизнь с Марией Петровной, урождённой Боткиной. Фильм планируется демонстрировать в образовательных учреждениях Курской области, его увидят в тридцати учебных заведениях региона. – Когда придираются и излишне критикуют интересный культурный проект, отвечаю на критику словами нашего выдающегося земляка Юрия Александровича Бугрова: «Я сделал. А вы сделайте лучше», – резюмирует Ирина Михайлова. – Этот фильм сделан, и его смотрят. А вы сделайте лучше. ИНТЕРЕСНО На протяжении жизни Фет трижды менял фамилию (Фёт-Фет-Шеншин), добиваясь права носить законную – Шеншин. Поскольку его родители смогли повенчаться только после его рождения, Афанасия лишили потомственного дворянства, и он впоследствии долго восстанавливал свои права на титул. Однако в историю он вошёл как Фет благодаря опечатке в сборнике стихов. Вместо «ё» вышло «е», и Афанасий Фёт решил оставить себе литературную фамилию Фет, продолжая добиваться восстановления родовой фамилии Шеншин посредством военной службы (дослужившись до нужного чина, можно было вернуть себе дворянство). В конце концов поэту помог сам царь, издав специальный указ, благодаря которому Афанасий Афанасьевич снова стал Шеншиным, будучи уже прославленным поэтом Фетом. Вероника ТУТЕНКО Использованы кадры из фильма «Фет – единственный в России»