В Зауралье так и не смогли решить проблему обеспечения восточных районов дровами

В Курганской области арендаторы лесных участков отказались возить дрова в другие муниципальные округа, если не увеличат установленные предельно максимальные цены на твердое топливо или не компенсируют расходы на перевозку.

В Зауралье так и не смогли решить проблему обеспечения восточных районов дровами
© Российская Газета

Как ранее сообщила "РГ" ("Бумага против топора", "Экономика Большого Урала" от 29 мая 2025 года), после банкротства лесхоза в Мокроусовском муниципальном округе сложилась сложная ситуация с обеспечением жителей дровами. Арендаторы не могут получить делянки для заготовки древесины, поскольку нет отведенных лесосек. А их не отводят, потому что прежний арендатор не провел мероприятия по лесоустройству. Таксацию, которая является основой лесоустроительных работ, выполняли более 10 лет назад. Кроме того, лесные участки нужно сначала поставить на кадастровый учет, что обойдется областному бюджету почти в 30 миллионов рублей. Этот замкнутый круг никто не может разорвать уже много лет. Или не хочет.

Древесина входит в список растительной продукции, на которую нужно оформлять карантинный сертификат для законности ее транспортировки и продажи

Между тем согласно региональному закону каждый житель Зауралья имеет право заготовить дрова для отопления или других собственных нужд самостоятельно из расчета 20 кубометров один раз в год. Однако, получается, воспользоваться таким правом могут не все. Власти пытались решить эту проблему, организовав доставку топлива из других округов, но предпринимателям оказалось невыгодно возить дрова на большое расстояние по тарифам, установленным еще в 2022 году. К тому же надо потратить около 40 тысяч рублей, чтобы оборудовать одну машину тахографом, привязать ее к системам ГЛОНАСС, ЛесЕГАИС - такие затраты могут и не окупиться.

Как рассказал один из арендаторов, в каждый округ нужно завезти в общей сложности 15 тысяч кубометров дров. Но беда в том, что помногу их не заказывают: живущим в селах пожилым людям обычно достаточно 5 кубов. И выходит, что едва ли не каждый день нужно гнать машину за 20-30 километров в одну сторону - это слишком накладно.

К тому же существует еще одна проблема. Древесина и пиломатериалы входят в список растительной продукции, на которую нужно оформлять карантинный сертификат для законности ее транспортировки и продажи. Этот документ является подтверждением, что продукция экологически безопасна. Под эти требования подпадает практически вся центральная часть области, где ведется заготовка дров. По словам предпринимателей, рейды уже начались.

- Мы поддерживаем жесткие требования, когда речь идет об экспорте древесины, - говорят представители бизнеса. - Но распространять их на внутриобластные поставки считаем излишней мерой.

Как сообщили "РГ" в Россельхознадзоре, это требование закона, которое необходимо выполнять. Но арендаторы могут направить свои предложения законодателям.

- Комитет решил обратиться в региональный профильный департамент и Госдуму, чтобы ускорить проведение мероприятий по лесоустройству и поставить участки на кадастровый учет, - комментирует итоги заседания комитета председатель рабочей группы по вопросам совершенствования правового регулирования в сфере лесного хозяйства Александр Обласов. - Поскольку решение этих вопросов потребует много времени, то будем просить департамент госрегулирования цен и тарифов Курганской области увеличить тарифы на дрова либо правительство области - компенсировать бизнесу затраты на их перевозку. Тарифы не менялись уже три года, а цены за это время выросли в разы.

Активность депутатов, конечно, радует. Но что делать жителям населенных пунктов, в которых нет газа и никакой надежды, что в ближайшее время его туда проведут? Ведь лето - самое время позаботиться о топливе на зиму.