Те, кому хоть раз приходилось пользоваться переходами через железную дорогу за рубежом, наверняка обращали внимание: доступ на пути для пешеходов там закрывается шлагбаумом не только по прямой, но и с боковых сторон. Такая конструкция не дает людям возможности обойти шлагбаум ни справа, ни слева, повышая тем самым их безопасность. Подобную конструкцию шлагбаумов решили опробовать и в столичном регионе, где, как известно, расположена самая развитая железнодорожная сеть в стране.
По территории Подмосковья проходит 3,3 тысячи километров железнодорожных путей. Транспортная сеть, которой ежедневно пользуются порядка 1,8 миллиона человек, включает в себя 10 направлений и 471 станцию. Но у этой статистики есть и обратная сторона. На один километр железной дороги в области приходится в четыре раза больше погибших, чем на километр автомобильных дорог. Происходит это в том числе и потому, что большая часть переходов через рельсы - одноуровневые. По данным областного минтранса, из 1258 пересечений железных дорог с обычными 1092 находятся на одном уровне. Шлагбаумы на них эффективно работают против машин - и то каждый год бывает до десятка случаев столкновений поездов с автотранспортом. А пешеходам-торопыгам и шлагбаумы не указ. Люди просто обходят их по бокам, выскакивая прямиком под колеса электропоезда.
В области насчитывается 1258 пересечений железных дорог с автомобильными и пешеходными. 1092 из них - одноуровневые
"Мы активно изучаем зарубежный опыт по обеспечению безопасности на железной дороге. Сейчас прорабатываем с РЖД установку шлагбаумов с закрывающимися боковыми проходами. В этом и следующем году планируем реализовать два таких пилотных проекта", - рассказал на заседании областного правительства министр транспорта и дорожной инфраструктуры региона Марат Сибатулин. По его словам, на переходах, которые считаются наиболее неблагополучными с точки зрения аварийности, также будут установлены сферические зеркала, которые помогут пешеходам издалека увидеть приближающийся состав.
Справедливости ради нужно сказать, что это не первые новеллы, вводимые областной властью для борьбы с несчастными случаями на железной дороге. Два года назад на отдельных переходах Ярославского и Белорусского направлений появились экспериментальные конструкции "Барьер", которые в просторечии окрестили противопешеходными матами. Это покрытие, состоящее из плотных резиновых конусов. Ходить по ним невозможно - обувь проваливается между конусами и застревает в них.
Активно используются с бегунами по рельсам и все традиционные способы борьбы: заборы, перекрывающие любые тропы, кроме официальных, информационные таблички, видеокамеры, с помощью которых можно выписать штраф любителям сигануть через шлагбаум. "За прошедшие четыре года нам удалось обеспечить снижение смертности на железной дороге почти на 30%", - утверждает Марат Сибатулин. Но даже с этим минусом речь идет о двухстах случаях гибели людей, которые просто хотели перейти железнодорожные пути.
Конечно, самым действенным способом будут не таблички, не маты и даже не шлагбаумы, закрывающиеся со всех четырех сторон, а строительство разноуровневых переходов, в принципе исключающих возможность встречи поезда и человека. И такая работа в области тоже ведется. Только за последние три года построено семь разноуровневых переходов в Химках, Истре, Люберцах, Реутове, Раменском, Ленинском округе и Серпухове. В настоящее время возводятся еще четыре: два - в Одинцовском округе и по одному в Лобне и Люберцах. Лобненский и люберецкий переходы сдадут уже в этом году, оба одинцовских - в 2026-м. И ведется проектирование еще двух разноуровневых переходов - на станциях Подлипки-Дачные в Королеве и Удельная в Раменском округе.