В Ростовском музыкальном театре представили балет "Тихий Дон. Мелехов"
В столице донского края представили балет "Тихий Дон. Мелехов". Премьера Ростовского музыкального театра посвящена 120-летию со дня рождения Михаила Шолохова.
Основой для спектакля стала партитура ростовчанина Леонида Клиничева, написанная еще в середине 1980-х. Первым ее использовал ленинградец Николай Боярчиков, предпочитавший на сцене философские темы и большие литературные истории. "Тихий Дон" в его опус-листе оказался между "Макбетом" и "Фаустом", но их счастливой сценической жизни не имел - поставленный в 1987 году в Малом театре оперы и балета (ныне - Михайловский театр), он быстро исчез из репертуара.
В Ростове гигантский масштаб романа тоже решили сузить. Если Боярчиков заявлял, что ставит балет о любви Григория и Аксиньи, то теперь имя главного героя в названии намекает, что в фокусе - история душевных смут Григория Мелехова. В связи с этим 83-летний композитор переработал партитуру, которую теперь можно назвать оперой-балетом или даже балетом-кантатой. Хор здесь (хормейстер - Елена Клиничева), выпевающий аранжированные казачьи песни, православные песнопения и имперский гимн России, становится одним из главных героев спектакля, постоянно выходя на первый план в прямом и переносном смысле слова.
Рядовые казаки и казачки Григорий Мелехов, Аксинья, Степан, Пантелей Прокофьевич - тоже "голоса" этого гигантского трагического хора. Чтобы создать партитуру этого спектакля, театр собрал расширенную постановочную группу. Общее руководство осуществлял Вячеслав Кущев, хореографом выступил Иван Кузнецов, поддержку ему оказывали режиссер Павел Сорокин и дирижер Михаил Грановский.
Новое либретто Мадины Клиничевой представляет шолоховскую эпопею как девять картин из жизни Григория, заключенные в три часа стремительно развивающегося сценического действия. Хореографически спектакль стартует фактически с кульминации - любовного адажио Григория и Аксиньи (Денис Сапрон и Светлана Мартинкевич-Соловцева стремятся к максимальной экспрессии в выражении эмоций, в другом составе Игорь Кочуров и Елена Чурсина стремятся сохранить академическую строгость танца).
Историческую достоверность балету, в котором Мелехов, как какой-нибудь Базиль из "Дон Кихота", лихо крутит гранд пируэт, придает кинохроника
Несмотря на стилизованные казачьи костюмы (их автор - Наталья Земалиндинова), хореограф ставит его по классическим канонам. Его лирическая чистота, выверенность линий, поток обводок в скульптурных позах, партерные и воздушные поддержки отсылают к балетам Макмиллана и Крэнко - и только отданные хору комментарии отца дают понять, что любовь эта совсем не безмятежная, а с точки зрения окружающих преступная. И ее буквально сметает со сцены следующая картина - свадьба, выстроенная по всем законам классического балетного па д аксьон - с массовыми номерами, танцами "друзей", комическим дуэтом Дарьи и Петра (в нем очаровательны Елена Садыхова и Никита Повалихин), блестящими трюками и финальным па де де. Только женится Григорий, как известно, не на любимой Аксинье, а на постылой Наталье (ей постановщики щедро дарят в спектакле не одно прекрасное соло и мощную эмоциональную сцену, что особенно выразительно реализует Вероника Кравченко). Праздничная сцена заканчивается еще одним дуэтом Григория с Аксиньей, который стремительно перебрасывает действие в усадьбу Листницкого, где идиллические танцы прерывает война.
За метафорическое углубление спектакля отвечает художник Вячеслав Окунев, чей почерк легко узнаваем в раскинувшихся над сценой стропилах и окулюсе, который превращается в страшное красное колесо в сценах революции и Гражданской войны. Историческую достоверность балету, в котором Мелихов, как какой-нибудь Базиль из "Дон Кихота", лихо крутит гранд пируэт, придают кадры кинохроники, извлеченные для спектакля из Белых столбов.
Не смогли постановщики отказаться и от шолоховского слова - цитаты из романа транслирует над сценой бегущая строка, вместе с кинокадрами они обильно прослаивают действие, накладываясь на музыку и танец. По сути, выбранный создателями для ориентира жанр советского драмбалета они трансформировали в танцевальный мюзикл.
Судя по тому, что зрители встречали артистов на поклонах криками "Любо!", такая интерпретация истории земляка пришлась им по душе.
Справка "РГ"
Контрастом шолоховскому спектаклю станет следующая премьера Ростовского балета. Это новое прочтение классической "Феи кукол", действие которой происходит в магазине игрушек. Худрук труппы Иван Кузнецов готовится представить ее 31 октября.