Программа "Речные магистрали" объединит регионы по водным путям
Сергей Митрошин - проректор по конвенционной подготовке и международной деятельности Волжского государственного университета водного транспорта и участник рабочей группы по разработке проекта "Речные магистрали".
"Эта программа направлена на развитие скоростных межрегиональных перевозок, то есть на объединение разных субъектов РФ через речные пути, - рассказал "РГ" Сергей Григорьевич. - Проект включает не только пассажирские, но и грузовые перевозки внутри страны. "Речные магистрали" предусматривают строительство хабов, перегрузочных терминалов. Цель проекта - повысить мобильность населения. Два основных направления: развитие туризма и улучшение транспортного обслуживания".
Программа стартовала в 2019 году в Нижегородской области. Сейчас в проекте задействованы уже Чувашия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия и Пермский край. "Сначала, - продолжает Сергей Митрошин, - планируется использовать основное течение Волги. На следующем этапе - более масштабно выйти на Каму и расширять географию проекта, охватывая новые регионы. Сейчас уже и на Дону пассажирские перевозки осуществляются с помощью нескольких скоростных судов, но они пока не выходят за пределы пары регионов. В планах на 2026-й - доходить на крыльях до Перми. А не позднее 2030-го - и до Астрахани".
Такие маршруты рассматривают как магистральные, а не внутрирегиональные. "Мы провели огромную работу, - заметил Митрошин, - по выработке общей методологии расчетов себестоимости и эффективности работы скоростных судов".
Как это возможно? К примеру, Кама полгода во льду, а в Астрахани река не замерзает. "Все возможно, - ответил на это Митрошин. - Пришлось сравнить все возможные способы поездок: на автобусе, поезде или самолете. Учли стоимость поездки, километраж и количество остановок и пересадок, время в пути, субсидии из бюджета, доходы перевозчика. Сопоставили цены для всех видов транспорта. При авиаперевозках добавляются еще контроль на посадке и удаленность аэропорта от города. Есть издержки содержания и техобслуживания особых судов с мощным мотором и, по-самолетному, алюминий-магниевым корпусом, расходы на содержание команды зимой и ремонт судна. Все это входит в себестоимость перевозок. Наши методики оказались точны почти на 100 процентов". Выяснилось, что и экономика линий скоростных судов на подводных крыльях на Волге отлично, "бьется", как выразился собеседник "РГ".
"Теперь надо строить больше судов и совершенствовать технические характеристики, - сказал проректор. - И нужны кадры, много кадров, судоводителей, механиков. А нашему университету надо готовить все больше речников".