На Летнем театральном фестивале, который идет сейчас в Новосибирске, проходят творческие встречи с гостями и членами жюри. Одна из них - с известными театральными менеджерами из Петербурга.
Виктор Минков - художественный руководитель-директор Театра им. В.Ф. Комиссаржевской (театра академического, с 82-летней историей, открытого в блокадном Ленинграде). Около 30 лет он был директором-худруком петербургского драматического театра "Приют комедианта" (сейчас это "Театр на Садовой").
Наталия Сергеевская - создатель и руководитель "Театрального проекта 27" . А также - помощник руководителя Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, исполнительный директор спецпроектов Большого Детского фестиваля.
Поговорить решили о работе государственного и негосударственного театров. В частности, о репертуаре и его формировании.
Виктор Минков: Для меня в формировании репертуара всегда важна та аудитория, которую я хочу заполучить. Так было и в театре "Приют комедианта", так и в театре, которым руковожу восемь месяцев.
Аудитория Театра Комиссаржевской - 50 плюс, глубоко за 50, приличная, интеллигентная, которая может платить за билеты, в основном, 300-500 рублей. В последние годы там было максимум две премьеры в сезон (по финансовой причине) - и это катастрофа. Надо формировать новую аудиторию. В городе очень большая конкуренция. Хотелось бы получить такую аудиторию, как в БДТ. Наш театр находится на Итальянской улице. Это Площадь искусств, рядом - Михайловский театр, Филармония, Музкомедия. У нас один из самых красивых в городе залов. Пусть будет образ "Михайловский театр в драме".
В 1904 году Вера Комиссаржевская открыла собственный драматический театр в Пассаже. У нас сейчас намечена большая программа. Например, в ноябре откроем для публики исторический вход в театр прямо из Пассажа. Необходимо провести капитальный ремонт сцены, в этом нам активно помогает комитет по культуре Санкт-Петербурга.
Ждать ли экспериментов в нашем академическом театре? Да, безусловно. Классика - на Большой сцене, Малая сцена будет отдана молодым режиссерам под их эксперименты.
Как раз в эти дни проходит премьера на Малой сцене: "Белые ночи" по мотивам произведений Достоевского поставил 22-летний режиссер Иван Шалаев, выпускник ГИТИСа, "бутусовец", а также правнук большой русской актрисы Зинаиды Шарко.
Наталия Сергеевская: И у нас премьера, и тоже ученицы Юрия Бутусова. Спектакль по пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского "А если завтра нет" выпустила Анна Потебня.
Наталия Сергеевская: "Театральный проект 27" - это независимый театр. Ему пять лет, через четыре года у нас появилась своя площадка, мы открыли ее в сентябре прошлого года, конечно, при помощи меценатов. Это был нелегкий, сумасшедший путь. Выбрали такое направление: театр для подростков, которые захотят ходить к нам сами, а не по воле учителей, родителей. Мы предлагаем им разножанровые спектакли. Это хорошая литература, написанная современными авторами. Мы поддерживаем талантливых молодых режиссеров. Есть режиссеры-резиденты: Иван Пачин, Юлия Каландаришвили, Владислав Тутак.
В зале 94 места. Есть филиал в Москве - площадка "Арт-платформа" в Новом Манеже. В Москве играем спектакли и на тысячный зал. В прошлом году нас было 30 тысяч зрителей и 280 мероприятий. После спектакля проходят обсуждения вместе с театральными педагогами. Есть связь со зрителями и в соцсетях.
Что нужно подросткам сегодня?
Наталия Сергеевская: Я все-таки далека от этого возраста, чтобы ответить на такой вопрос. Я просто хочу, чтобы им было хорошо у нас, комфортно, интересно. В нашем театре мы говорим с подростками на темы, которые интересны, важны для них. Я могу попытаться услышать их, отнестись к ним по-человечески, поговорить без назидательности.
Как справиться с должностью директора театра и одновременно художественного руководителя?
Виктор Минков: Есть разные модели управления. Мое мнение: театром должна руководить личность. И должен быть один начальник. Мне легче договориться с собой. И еще мне помогает режиссерское образование: я давно понял, за 30 лет руководства, что есть режиссеры лучше меня, поэтому чем круче режиссер, тем лучше для театра.