"Барахло" в Театре "Практика". Режиссёр Юрий Квятковский.

И вот – на стол бросается сильнейший козырь. Великолепный режиссёр Юрий Квятковский, чьим поклонником я являюсь, и студенты-"брусникинцы" из школы-студии МХАТ. Как раз то, что нужно. Название – немного на грани. Невольно вспомнишь песню из мультика про капитана Врунгеля: "Как вы яхту назовёте, так она и поплывет". Но, к счастью, пресс-служба театра тут же распространила информацию о том, что в спектакле будет исследоваться жизнь московских барахолок. Ну что. Логично. Присутствующим на пресс-показе повезло. В фойе театра были организованы мини-барахолки, на столах лежали старые аудиокассеты, газеты, чашки, треугольные пакеты из-под кефира. Ностальгия. Погружение как в старые советские времена, так и в мир барахолок. Отлично. (Очень жаль, что это была разовая акция, и на остальных спектаклях ничего подобного не будет). Непосредственно перед началом Юрий Квятковский вышел к зрителям и напомнил, что у студентов это первая работа на настоящую публику. Попросил отнестись к ним снисходительно. У меня как у критика есть принцип – студентов не ругать никогда. А в данном случае ругать их и не за что. Курс "брусникинцев" прекрасен. Уже записываю в книжечку новые имена: Всеволод Корников, Ольга Петрова, Камилла Хаева, Каролина Голимбиевская. Будем следить за их ростом и творчеством. Но ругать кого-то нужно. И, уж извините, Юрий Квятковский – ругать буду именно Вас. Спектакль представляет собой набор вербатимов. На втором курсе студентам дается задание: наблюдать за разными людьми и затем играть совершенно разные, контрастные роли. "Брусникинцы" почти год гуляли по московским барахолкам, слушали разговоры, беседовали, наблюдали. И достаточно точно, красочно сыграли роли продавцов блошиных рынков. Задача ставилась весьма сложная. Подавляющее число героев люди возрастные, кому-то пятьдесят, а кому-то вообще за восемьдесят. У всех разные характеры. Кто-то размышляет о науке, кто-то – об оперном пении, а кто-то просто торгует дешевым шмотьем. Тем не менее, созданные образы интересны, знакомы каждому. Что очень приятно, никто из студентов не ёрничал, не пытался утрировать того или другого героя. Всех сыграли с уважением и с любовью. Никаких пародий. За это, конечно, большой респект как Юрию Квятковскому, так и педагогам курса Илье Барабанову, Сергею Щедрину и Марине Брусникиной! Был юмор, но не было пошлости, "камеди-клабства". В чем же претензия, спросите вы? Претензия в форме. Спектакль идет три часа. И фактически это три часа сплошных монологов. Вышел один обитатель барахолки, что-то там рассказал, потом другой. Периодически сценки перебивались музыкальными номерами, никак не связанными с основным действием. Очевидно, для того, чтобы показать уровень мастерства студентов и немного разрядить монологи. Хорошо, красиво. Но (!) полностью отсутствует единый стержень повествования. Если речь идет о наборе вербатимов – это нормально. Но вербатимы – вещь, предназначенная для очень небольшого круга зрителей. Был бы я педагогом или покупателем юных дарований – это было бы то, что нужно. Но я обычный зритель. И для меня три часа сплошных, пусть даже и интересных монологов – это очень много. Вот только я начал проникаться какими-то чувствами к тому или другому герою, а его сценка уже закончилась. Он уже ушел – и больше не вернется. Плюс общение персонажей на сцене между собой сведено к минимуму. Ну, перебросились парой фраз, и снова монолог. Да, для того, чтобы показать юных талантов, для того, чтобы дать им возможность попрактиковаться на сцене – это хорошо. Но для зрителя – плохо. На пресс-показе, сами понимаете, публика не обычная. В зале люди, знающие и любящие театр. Но даже они уходили в антракте со словами: "Хорошо, но очень долго". То есть после перерыва в зале образуются пустые места. Разве это хорошо с педагогической точки зрения? Да нет, конечно. А выход-то простой. Либо сокращать действие в два раза до одного акта. Да, я понимаю, сценок много, образов много, энергии у студентов выше крыши. Но (!) три часа смотреть набор монологов, в которых показаны образы, но не рассказаны истории, сложно. Либо использовать другой вариант: насадить все эти вербатимы на единый стержень, прописать некую общую историю. Уверен, Юрий Квятковский способен создать такое быстро и без труда. Но почему то это не было сделано. Да, трехчасовой спектакль увеличился бы минут на 20 – 30. Но в данном случае это было бы не страшно. В итоге получился спектакль для совсем продвинутых и терпеливых театралов, но не для зрителей. Грустно. Мы же не экзаменационная комиссия в школе-студии МХАТ, в конце концов. Это не первый случай, когда Юрий обращается к теме студенческих вербатимов. И хотелось бы, чтобы эта традиция продолжалась и дальше, но с некоторыми оговорками. В любом случае, рад, что познакомился с молодыми талантами. Рад за Марину Брусникину – великолепный курс. Ждем скорейшего появления этих ребят в других спектаклях. До встречи в театре Практика.

"Барахло" в Театре "Практика". Режиссёр Юрий Квятковский.
© Ревизор.ru