В Курске в концессии с «Мовистой» нашли 373 нарушения на 657 млн рублей

Аудиторы проверили, насколько эффективно использовали бюджетные средства, выделенные на реконструкцию электротранспорта Напомним, 15 августа 2022 года правительство Курской области заключило концессионное соглашение с ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Курск». Инвестор и область собирались вложить в модернизацию 12,4 млрд. рублей. Компания взяла на себя обязательства провести реконструкцию электротранспорта в три этапа. Трамвайную инфраструктуру обещали сделать за три года, а первый этап завершить в августе 2024 года. Но уже 1 марта, за две недели до президентских выборов, правительство Курской области бодро рапортовало о запуске обновлённой трамвайной ветки. Однако потом стало понятно, что в намеченные сроки работы не проведут. С февраля по апрель 2025 года Контрольно-счётная палата (КСП) проверяла, как расходовались бюджетные деньги на проект. Аудиторы нашли 373 нарушения. Дороже на 7,5 млрд. рублей Первое, что выяснилось после масштабного аудита, это пропуск установленного срока. В концессионном соглашении было предусмотрено три этапа модернизации. Кстати, результаты исполнения работ в документе не установили, поэтому трудно понять, завершился этап или нет. Однако аудиторы отметили, что работы первого и второго этапа были выполнены, а вот их приёмку не провели. Но без задержки не обошлось. – Концессионером допущен пропуск установленного срока исполнения первого этапа создания на 865 дней, – отметили специалисты Контрольно-счётной палаты Курской области. Обнаружилось и превышение сумм. Стоимость строительно-монтажных работ почему-то оценили почти в 17,5 млрд. рублей. И это на 7,5 млрд. рублей больше всех предусмотренных соглашением расходов. На данный момент ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Курск» корректирует проектно-сметную документацию. На третьем этапе компания должна была провести проектные работы, реконструировать некоторые объекты и поставить трамвайные вагоны. 22 вагона приобрели, но только 8 из них (на сумму 633,6 тысячи рублей) приняли в казну Курской области. 37 остановочных комплексов установили, а вот обещанные 17 единиц специальной техники так и не закупили. А ещё аудиторы обнаружили, что проекты трамвайных путей по улицам Фрунзе и Сумской так и не сделали. По информации КСП, спустя 3 года после подписания соглашения компания реконструировала только 24,72 км трамвайных путей вместо обещанных 42 км, то есть обновлено только 58% от заявленного объёма. А реконструкция тяговых подстанций и депо вообще не осуществлялась. Нарушили чиновники Во время проверки аудиторы установили 373 нарушения на этапах подготовки, заключения и исполнения соглашения. Среди них – 7 финансовых нарушений на общую сумму 657 млн. рублей. Например, 287 нарушений допустили в региональном Минтрансе при проведении переговоров с инициатором заключения концессионного соглашения, при самом заключении соглашения, при разработке и утверждении проектов планировки территории и проектов межевания, при приёмке трамвайных вагонов и путей. Кроме того, курский Минтранс допустил 10 нарушений при предоставлении капитального гранта, инвестиционного платежа и субсидии с целью компенсации дополнительных расходов «Мовисте» в связи с наступлением особого обстоятельства. Ещё два нарушения региональный Минтранс допустил, когда представил в Минтранс РФ отчёты о результатах предоставления субсидии по итогам 2023 и 2024 годов. Там показатели реконструкции трамвайных путей по итогам 2023 года содержали недостоверные сведения. Кроме того, 6 нарушений регионального Минтранса касались госзадач и должностных полномочий. Например, акт приёмки трамвайных вагонов подписал от лица Курской области человек, не имеющий на то полномочий. А ещё акт приёмочной комиссии о готовности к пуску движения трамвая подписали и утвердили, но в прилагаемой к нему ведомости недоделок и дефектов указали несколько выявленных замечаний. Однако движение трамвая по маршруту №1 открыли без устранения всех этих замечаний. Региональное Министерство имущества виновно лишь в нарушениях при предоставлении «Мовисте» имущества и земельных участков, а также в том, что должным образом не начисляло компании пени за несвоевременное перечисление арендной платы. Нарушил концессионер Аудиторы насчитали 39 нарушений, допущенных «Мовистой» при исполнении концессионного соглашения. Это коснулось обязательств по выполнению условий начала реконструкции объекта, соблюдению сроков и полноты разработки ПСД, получению заключений госэкспертизы, по содержанию объектов соглашения и земельного участка. Ещё 5 нарушений компания допустила при несоблюдении сроков выставления счёта на перечисление инвестиционного платежа, также предоставление документов, не соответствующих требованиям предоставления субсидии для компенсации дополнительных расходов в связи с наступлением особого обстоятельства. – Отмечается срыв сроков проектирования реконструкции депо и тяговых подстанций и получения положительного заключения по результатам экспертизы, а также риски срыва сроков реконструкции части трамвайных путей, расположенных на путепроводах по ул. Фрунзе и ул. Сумской в г. Курске и в целом по объекту по причине отставания сроков осуществления строительно-монтажных работ. Установлена необходимость внесения изменений в условия концессионного соглашения и в ряд нормативных правовых актов Курской области, – подытожили аудиторы. После такой проверки эксперты Контрольно-счётной палаты Курской области составили два протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица – регионального Минтранса. На этом основании мировой суд вынес решения о назначении штрафов в общей сумме 25 тыс. рублей. Свой отчёт аудиторы направили в Курскую областной Думу, врио губернатора Курской области и в прокуратуру Курской области. Напомним, концессия оказалась под угрозой срыва из-за резкого удорожания проекта. Недавно курские власти заверили, что договорённость по концессии достигнута, работы возобновились. Трамвайный маршрут №4 заработает к октябрю 2026 года. Также Александр Хинштейн отмечал, что в план реконструкции почему-то не вошли два аварийных моста, по которым идут рельсы, сейчас на них не хватает средств. Министр транспорта РФ Роман Старовойт пообещал, что ремонт аварийных участков будет включён в другие федеральные программы, а саму концессию Минтранс поможет завершить.

В Курске в концессии с «Мовистой» нашли 373 нарушения на 657 млн рублей
© Курские известия