Как епископ приехал возрождать сельскую глубинку в Курской области

Денис Ильницкий работал чиновником в Самарской обладминистрации. Закончил духовную семинарию и академию, стал монахом и священником, служил в Самарской области, в Одинцовском районе Подмосковья. А год назад был рукоположен в епископы и направлен служить в город Щигры Курской область, где начал с возрождения местного Собора, пострадавшего от бомбардировки в годы Великой Отечественной войны. 

Как епископ приехал возрождать сельскую глубинку в Курской области
© Вести Подмосковья

Об отношении церкви к коррупции во власти и роскоши, психологических комплексах богатых и знаменитых, и как отвлечь детей от гаджетов, владыка Феогност рассказал изданию «Вести Подмосковья». 

О пути в священничество

- В священника я играл еще в детском саду. Помню, как взял детскую книжечку и будто бы читал молитвы. У бабушки мне было позволено устроить уголок - игрушечный храм. Даже с настоящим кадилом. И одно из моих первых детских воспоминаний – это Пасхальная служба в телевизионной трансляции. Я 1987-го года рождения, с 1991 года начали уже трансляции пасхальной и рождественской службы по центральному телевидению. Я каждый раз ждал и всегда смотрел. 

Закончил школу – родители и духовник меня убедили, что надо сначала получить университетское образование. По окончании юридического факультета предложили аспирантуру. Устроился на госслужбу в администрацию губернатора Самарской области, 10 лет проработал. День в день: 15 октября пришел и 15 октября уволился. За это время закончил Самарскую духовную семинарию. Потом пришло время уволиться с госслужбы, поступил в Московскую духовную академию, нес послушание в монастыре, принял сан. Было мне уже 30 лет, подумал, пора. 

Служил в Одинцовском районе рядом со Звенигородом. А год назад был избран епископом, затем направлен в Щигры Курской области. Планов много: восстановление колокольни собора, разрушенной немцами в 1942 году, открытие духовно-просветительского центра, создание епархиального детского лагеря. Что-то начинаем воплощать в жизнь. 

Самое главное – удержать здесь молодежь, чтобы не уезжали в мегаполисы, а по зову сердца оставались на малой родине. Если все уедут, то кто же останется? 

Как победить коррупцию, какая позиция церкви 

- Когда-то я вел в университете курс «Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы». Мы со студентами много говорили о причинах коррупции. И в Самаре «на практике» я с этим сталкивался: там сейчас многие бывшие члены правительства под следствием. Нынешний врио губернатора Курской области Александр Евсеевич Хинштейн, который был депутатом Государственной Думы от Самарской области, очень многое сделал, чтобы коррупционные схемы раскрыть и этих людей привлечь к ответственности.

Бывшего же губернатора Курской области Алексея Смирнова, который сейчас под следствием, я не застал. Меня должны были ему представить – а он буквально накануне встречи ушел в отставку. 

У Петра Аркадьевича Столыпина есть такие слова - «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». В законе написано: «служба», государственная и муниципальная служба. Как священник служит, так и чиновник служит. В армии воин служит, врач служит, учитель служит… Госслужба - не то место, где надо зарабатывать. Возможна ли победа над коррупцией? Я считаю, да. Коррупция – это духовная проблема, когда человек не хочет бороться с искушениями властью и деньгами. Нельзя устроить свою жизнь и жизнь своих близких за счет других людей. Рано или поздно всё рассыпется. Есть такая поговорка: «Жернова Господни мелят медленно, но верно». Результат один – тюрьма или бегство за границу. И вся дальнейшая жизнь в страхе: найдут, отнимут, посадят.

Правильно, что героев СВО на госслужбу стали приглашать. Они, может, без опыта и ошибок наделают. Но они искренние, видели жизнь и смерть, понимают, цену ошибки, некомпетентности, воровства. На фронте цена – жизнь: твоя или товарищей. Они понимают, какие ценности настоящие, ради чего стоит жить. Надо давать дорогу этим людям обязательно. 

Киркорову подарили часы за миллионы. Как церковь относится к роскоши

- Когда с Курского приграничья поехали первые переселенцы - я еще служил в Подмосковье - под Звенигородом он (Киркоров) за собственные средства снял целый санаторий. И несколько десятков человек с приграничья жили там и питались полностью за его счет. Я знаю из первых уст: люди приходили в храм, где я тогда служил. Может быть, он сам, конечно, хотел это бы в секрете сохранить. Человек он хороший, многим помогал. 

Наверное, на эстраде нельзя без эпатажа, звездам хочется привлечь внимание публики. Но уместно ли это в условиях испытаний, которые мы проходим всей страной? 

Мне кажется, это комплекс советского нищего детства у всей страны. Когда человек получает возможность зарабатывать большие деньги, начинает компенсировать то, что недополучил в детстве. Потому что в советское время все были равны - равно бедные, равно нищие. Даже номенклатура. Посмотрите, какая квартира была у Брежнева в Москве, все очень аскетично, хотя по-советски это роскошная квартира.

Может, и у коррупционеров-чиновников та же проблема психологического характера. В тех странах, где не было такой радикальной смены элиты как у нас, в моде скромность. Никто богатство особо не демонстрирует.

Почему Пугачева назвала россиян «холопами и рабами», покинув страну. Что у нее на душе

- Я чуть шире подойду к этому вопросу. Актеры, певцы и певицы, танцоры стали нравственными ориентирами – это чисто советское явление. Причем, демонстрировалась же идеальная картинка: как они творят, какие у них замечательные семьи, дети. На самом деле сегодня одна из самых востребованных тем в СМИ – это как раз, какие они были неидеальные. Я мягко говорю.

Такого до революции не было. Для нашей страны традиционные авторитеты - святые, такие как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, конечно, мыслители, великие писатели. Мнение богемы никогда не было определяющим для русского общества. Деятели культуры на меня, может, обидятся за такие слова… 

Личную жизнь Пугачевой даже не стану комментировать, это ее личное дело… Но это точно не то, на что нужно ориентироваться стране. Я открыл для себя ее творчество советского периода уже взрослым, подростком не мог ее воспринимать всерьез, потому что она мне запомнилась какими-то ужасными песнями. «За монетку сняли малолетку», простите. 

Часть культурных деятелей уехали после начала СВО. Что ж, и после революции 1917 несколько волн эмиграции было. Тогда русские эмигранты Россию прославили, создав на чужбине множество художественных произведений, став профессорами университетов, великими учеными. Балет, русская опера, русский театр... Но от людей, которые сейчас уехали, мы не видим таких творческих результатов. Талант ведь в себе не удержишь. Гении часто творили вопреки, и в нищете.

Сейчас каждый может свои стихи опубликовать, музыку… Выскажитесь творчески. Не высказываются, молчат. Значит, сказать-то и нечего? 

Обществу нужны опоры нравственные. Но их надо искать не в жизни деятелей эстрады, а в примерах простых людей – воинов, наших священников, которые и на фронте, и в больницах, и в нищих деревнях с людьми работают… Есть примеры врачей героических, и педагогов замечательных.

Что происходит сейчас в Щиграх, какая идет работа

- Мы начали восстанавливать наш Троицкий собор. Он постройки 1801 года. Во время Великой Отечественной войны город из-за железной дороги имел стратегическое значение, за него шли ожесточенные бои. Располагался немецкий концлагерь. В 1942-м Собор разбомбили, колокольня была разрушена. Не восстановили до сего дня. 

Я решил, что это должны сделать мы. Уже в макете нам сделали 3D-визуализацию по архивным фото, но в более современном виде. Расписывает Собор Борис Норштейн - сын известного советского мультипликатора Юрия Норштейна. Он занимается иконописью, живет в Курской области, из Москвы сюда переехал. И согласился любезно "поновить" росписи, как мы это называем. В планах создать церковный музей, иконописную мастерскую детскую, и класс резьбы по дереву с детьми. Ребенка надо вовлечь в деятельность, чтобы он в телефоне не сидел. А то потом будет поздно. У них траектория уже нацеленная: завершение образования в школе, затем желательно Москва или Санкт-Петербург. Благодаря ЕГЭ спокойно поступают. Если не получилось со столицей, то хотя бы Курск, Воронеж, Орел - областные центры. И потом желательно никогда сюда не возвращаться, в малые города. К сожалению, это тренд последних десятилетий, который теперь нам надо устранить, работая с детской аудиторией.

Поэтому, приезжая в поселок или деревню, всегда иду первым делом в школу, говорить с детьми о самом главном - вере, патриотизме, любви к малой родине, созидании. И про подлинных героев нашей страны им побольше стараюсь рассказывать. Чтобы знали, с кого на самом деле следует брать примеры.