"Красивые истории про людей с красивыми душами". Анатолий Шульев про пушкинские сосны и спасительные идеи
Как три сосны помогли вахтанговцам поставить "Повести Пушкина", как времена года говорят о спасительной идее принятия жизни и почему Пушкин заставляет покопаться в себе? Читайте об этом в интервью главного режиссёра Вахтанговского театра Анатолия Шульева. 11 и 12 июня Вахтанговский театр в рамках своих гастролей представил омскому зрителю "Повести Пушкина" (16+) - это те самые произведения, написанные классиком в осеннем Болдино в 1830-м году. Нежные, трогательные и жизнеутверждающие истории с ноткой пушкинской светлой печали режиссёр постановки Анатолий Шульев разделил по настроению и тематике на четыре времени года. Каждая история становится новым началом и продолжением предыдущей. Так множество жизней складываются в одну цельную повесть о течении времени. Главный режиссёр Вахтанговского театра Анатолий Шульев рассказал, чего ему не хватало для того, чтобы поставить "Повести Пушкина" на сцене Вахтангова, как он рассекретил Пушкина и какая она - вахтанговская стилистика. - Анатолий, какие у вас взаимоотношения с произведениями Пушкина и с самими "Повестями"? - Наверное, они всегда были где-то поблизости у меня, как и у многих из нас. А сборник "Повестей Белкина" я вообще регулярно перечитывал. До поры до времени не думал, что его можно целиком поставить. Но я к нему постоянно возвращался. Эта проза короткая, но содержательная. Мне казалось, что за каждой строчкой и за каждым словом скрыто много образов, настроений, стихий - зацепок, которые помогли нам в дальнейшем воссоздать мир "Повестей" на сцене. На самом деле инсценировка была написана за несколько лет до постановки, но она так и не нашла своё воплощение на сцене. Я помню, что мы тогда не нашли образ, который помог бы нам раскрыть эту историю. Пушкин создал единое пространство. Три сосны, которые вы видите на сцене, - это те сосны из стихотворения Пушкина "Вновь я посетил…". Они говорят о течении времени. Ведь Пушкин приходит к ним в юности, а спустя время они меняются. Одна сосна где-то вдалеке поросла - это и даёт ощущение времени. И мне показалось, что в этих трёх соснах можно сыграть все истории, и они будут органично рассказаны. - Что для вас было важно передать в художественном оформлении? - Стихию, ощущение цикличности времени. С одной стороны, время уходит, но с другой - есть циклы и года, и дня, происходит смена дня и ночи. В этом тоже есть спасительная идея: когда мы обсуждали замысел спектакля, поняли, что нам важно показать, что за ночью снова следует день, а за зимой - весна, и когда тебе очень плохо, то нужно подождать - снова придёт какое-то вдохновение. - Какие были нюансы в процессе подготовки декораций к спектаклю и работы с актёрами? - Самым сложным было перевести прозаическое повествование в драматические эпизоды. Многие диалоги у Пушкина не прописаны, поэтому что-то приходилось перерабатывать из самой прозы, что-то изобретать без слов, где-то мы оставили закадровый голос рассказчика. Мы сохранили этого героя, назвали его "человек дороги", но это и есть Иван Белкин, то есть Пушкин. Это такая игра, как матрёшка: одно в другом. Поэтому у нас и не "Повести Белкина", а "Повести Пушкина". Мы его как будто рассекретили (смеётся) . - Многие отмечают особенную атмосферу на ваших спектаклях - объёмность, космичность. Это ваша осознанная стратегия или всё органично сплетается само собой? - Наверное, и то, и другое. Мне нравится, как Евгений Вахтангов подходил к театру, поэтому я в его театре. Он говорил о нём как о празднике, а мне нравится театр как событие. То есть зритель, приходящий в зал, должен ощущать, что он присутствует не на рядовом мероприятий. Должно возникать ощущение чего-то сверхъестественного, неповторимого. Чувство, что то, что произойдёт на сцене, вот-вот перевернёт всю твою жизнь. Хотя театр не так часто переворачивает жизнь. Но ощущение, что минута за минутой на тебя что-то снисходит откуда-то сверху - вот это важно. Сцена из "Станционного смотрителя". Анна Ляхова (Дуня) и Александр Горбатов (Минский). Фото: Валерий Мясников - Что ещё лично вас цепляет в Пушкине? - Как поэт и прозаик Пушкин привлекает меня своей свободой. Он ни в чём не знал ограничений, он был лишён стереотипов, в которые бы он пытался вписаться. Он сам создавал себе новые пространства, в которых создавал самого себя, язык, новые жанры. - Как бы вы описали стилистику спектакля "Повести Пушкина" и в принципе стиль Вахтанговского театра? - Это красивые истории про людей с красивыми душами (смеётся) . Пафосно, но смысл такой. В первую очередь мы ищем не темные стороны в человеке, а пытаемся его оправдать, спасти, полюбить. Человек проходит испытания, может быть, страшнейшие. Но всё равно у него есть тяга к красоте и к человеколюбию. Я люблю красоту на сцене, мне нравится работать с музыкальной партитурой. Я меломан, мне нравится, когда музыка обволакивает спектакль и помогает открывать в постановках какие-то потаённые калиточки. - О чём вам бы хотелось, чтобы зритель подумал после спектакля? - О том, что Вселенная - живое существо, и она с нами на самом деле всё время в контакте. Мы не одни. И не стоит забывать, что содержание твоей головы сильно влияет на твою жизнь. И если в твоей жизни происходит что-то нехорошее, подумай, что внутри тебя не так. Фото: скриншоты программы "Свободное время"