Как русскими православными святыми становились иностранцы

22 июня, во второе воскресенье после Троицы, православие отмечает День всех святых, в земле Российской просиявших, и этот праздник рассказывает о нашей стране и об открытости народного характера больше, чем любая социология.

Как русскими православными святыми становились иностранцы
© Российская Газета

Для начала выясним, сколько их, святых, в земле Российской просиявших? Посчитать не так-то просто. Синодик, то есть памятная книжка, в которую вносятся имена умерших для поминовения их во время богослужения, содержит чуть более 4 тысяч имен. Если учесть, что не все святые еще официально канонизированы, а многие вообще нам неизвестны, то есть прославлены Богом, но не людьми, - такая святость называется прикровенной, то есть сокрытой, - выходит целая небесная дивизия. Небесное воинство, охраняющее нас, живущих.

Особенно остро это заступничество за нас ощущается в тяжелую годину. Не стану приводить примеры из Жития святых о том, как чудом, по молитвам угодникам Божьим, спасались города и веси - на это не хватит места не то что в статье, во всей газете. Процитирую строчки из стихотворения Константина Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", написанные в ноябре 1941-го, после командировки на Западный фронт. Цензура в те дни не разрешила публиковать их в газете "Красная Звезда", но тем ценнее они для нас - как акт искреннего прозрения.

Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих.

А в богослужении Дня всех святых, в земле Российской просиявших, говорится, что "бесчисленный сонм сродников наших предстоит перед Господом и молебно ходатайствует за нас".

Причем эти "сродники наши", то есть наши родные, просиявшие в земле Российской, - вот удивительно! - не только русские. В этот праздник Церковь вспоминает всех святых, рожденных Россией, рожденных не по факту жительства их отцов или национальной принадлежности, нет. Мы вспоминаем тех, чья святость в нашей стране была явлена. Или при жизни этих святых, или по молитвам им уже после их кончины. Среди российских святых были выходцы из многих стран и народов: греки, болгары, немцы, евреи, турки, сирийцы, римляне, поляки, татары, венгры, литовцы, алеуты...

Среди русских святых выходцы из разных стран и народов

"Самый русский из апостолов", Андрей Первозванный, был галилейским рыбаком, родившимся и выросшим в еврейской Вифсаиде, но именно Андрей Первозванный со времен создания Петром I русского флота почитается его святым покровителем. И перед выходом в море военные моряки служат молебен именно Андрею Первозванному. Известно, что апостол был распят в 67 году на косом кресте, этот крест изображен на кормовом флаге кораблей Российского императорского флота и Военно-морского флота Российской Федерации.

Что касается "самого любимого русскими пророка" - Илии, то и он был уроженцем Израильского царства. Что вовсе не мешает пророку Илие считаться покровителем Воздушно-десантных войск и Воздушно-космических сил России. Хотя с не меньшим основанием пророка, жившего за девять столетий до Рождества Христова, можно было бы связывать с метеорологами - на Руси, знающей Жития назубок, у Илии издавна просили дождей.

Феофан Грек - выходец из византийского Константинополя, расписывал русские каменные храмы гениальными фресками и создал чудотворную "Донскую икону Божией Матери". Византийские Фессалоники подарили нам Кирилла и Мефодия - то ли греков, то ли болгар, то ли славян, ученые до сих пор спорят, но святые-то они наши, русские. Что касается родившегося в Тырново митрополита Киевского и всея Руси Киприана, то он был точно болгарином. Проявившим поразительный патриотизм по отношению к русской земле: святой Киприан, писатель, редактор, переводчик, единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века, не подчинился власти Золотой Орды.

Преподобная Харитина была "из рода королей литовских" Великого княжества Литовского, но во время смуты XIII века в своей стране приехала к нам. Обрела здесь Родину, приняла у нас постриг и стала настоятельницей новгородского Петропавловского монастыря, оправдывая свое монашеское имя, в переводе с греческого означающее "творящая милосердие". Святые Петр и Стефан Казанские - татары, причем один из них принял православие уже в преклонном возрасте, после чуда исцеления больных ног. Православие в России принимали и немцы, приехавшие сюда (вспомним великую княгиню, нашу святую, Елизавету Федоровну), и поляки - достаточно назвать святителя Луку Войно-Ясенецкого.

В праздник Всех святых, просиявших в земле Российской, мы молимся святому Григорию, просвещавшему Армению в III-IV веках, и его современникам: просветительнице Грузии Нине, святым-бессребреникам и врачам-чудотворцам Косме и Дамиану Римским (на Руси их называли Кузьма и Демьян). А еще святому великомученику Георгию Победоносцу, обезглавленному то ли в 303, то ли в 304 году. Кстати, Георгий Победоносец - святой покровитель Вооруженных сил и Сухопутных войск России - появился на знаменах русского воинства даже раньше, чем Андрей Первозванный, с cередины XI века. А на гербе Москвы - в 1781 году.

В дивизию русских святых входит и бесстрашный Димитрий Солунский, пострадавший в гонения римского императора Диоклетиана в 306 году. На Руси Димитрия Солунского почитали небесным помощником в борьбе с Мамаем. В наших летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах. О нем повествует преподобный Нестор Летописец, рассказывая о взятии великим князем Олегом в 907 году Константинополя. По слову Нестора, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а покровительству Димитрия Солунского. Ну а наши предки так полюбили святого, что до сих пор стараются доказать его славянское происхождение.

Но не только воинов и мучеников поминают в этот праздник. Да, среди наших святых были малограмотные юродивые (к которым, правда, прислушивались и цари), но были и величайшие умы своего времени. И тут принцип был такой же: всех великих, ну тех же Отцов Церкви, считаем своими. Например, "просиявшие в земле Российской" писатели и богословы Василий Великий, Иоанн Златоуст. Перевели светочей мысли, проштудировали, а дальше и местные кадры подтянулись: святые подвижники, писатели. Нестор Летописец, Епифаний Премудрый, Димитрий Ростовский... С годами цветник расцветал и расцвел: святители Филарет Дроздов, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник. Всех не счесть.

Но Россия не только брала отовсюду лучшее, но и делилась с другими: христианское служение русских выходило за пределы родной земли. Праведный Иоанн Русский покорил Грецию в XVIII веке, и почитают его там до сих пор. Преподобный Герман трудился на Аляскинских островах столетием позже. Святитель Иннокентий был апостолом Америки в веке XIX. А святой Николай чуть позже стал основателем церкви в Японии.

Православие учит, что Церковь - это единый духовный организм, состоящий из "на земле живущих". И из Церкви небесной, в которой наши святые. В этой единой Церкви - нашей земной, где мы, и небесной, в той, где наши святые, нет границ. Мы молимся нашим святым, прося у них заступничества, а наши святые молятся за нас.

Выходец из России, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, прозорливец, чудотворец, покоривший Париж 1950-х, говорил: "Нам до сих пор неизвестно, сколько русских подвижников в ХХ веке окончили жизнь свято во Франции, Америке, Австралии. Самое ценное - это святость. Как путники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят дорогу - так и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь. И День памяти святых, в земле Российской просиявших, указывает на духовное небо, под которым создавалась, жила и будет жить земля Русская".

Как определить своего святого покровителя?

Взяв свое имя, надо найти список всех святых с этим именем и среди них выбрать того, чей день памяти отстоит от вашего дня рождения на минимальный срок. Причем так, чтобы сначала шел ваш день рождения, а потом день памяти соименного вам святого. Этот день - день, отстоящий от даты вашего рождения на минимальный срок вперед по календарю, и будет днем ваших именин. А сам святой и есть ваш святой покровитель. Раньше именинам придавалось даже большее значение, чем празднованию дня рождения. Люди ценили заступничество и защиту своего святого. Таким же способом можно определить и святого, покровительствующего городам, организациям.

Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в Telegram-канал Марии Городовой.