Ирина Апексимова о том, почему важно меняться и принимать новое

В Приангарье завершился фестиваль современного искусства "Территория. Иркутск". Его финалом стала "Пиковая дама" знаменитого Театра на Таганке. Буквально перед выходом на сцену исполнительница главной роли в этой постановке, она же директор Таганки Ирина Апексимова дала короткое интервью "Российской газете".

Ирина Апексимова о том, почему важно меняться и принимать новое
© Российская Газета

Почему именно "Пиковая дама"? Постановка Театра на Таганке - это всегда неожиданный ход, смешение жанров, особое прочтение классики. О чем на этот раз вы хотели поговорить со зрителем?

Ирина Апексимова: Мне бы не хотелось использовать модное слово "спойлер". Спектакль о жизни, о смерти, о молодости, о любви, об азарте. И о запрете - личном запрете самому себе переходить границы. Думаю, каждый здесь увидит что то свое.

Режиссер Денис Азаров виртуозно сплел в этой постановке триллер, нуар, комедию и драму. Но ведь это Пушкин! Гений никогда не был застывшим и плоским, он актуален во все времена. Классика, в нашем понимании, - это то, к чему мы можем обратиться, переосмыслить и выдать что то новое. А в точности скопировать - просто нет смысла.

Вы привезли в Иркутск "Пиковую даму" и "Фигаро". Почему именно эти спектакли? Чем обоснован выбор?

Ирина Апексимова: Самое главное - это экономическая составляющая. Ведь техническая оснащенность Театра на Таганке, скажем так, гораздо выше, чем многих других площадок. Иркутский драмтеатр - замечательный, однако нам все же пришлось брать в аренду цепные лебедки, звуковой пульт и еще много чего.

Второй момент - актерский состав. Артисты пересекаются в двух спектаклях. Это я вам рассказываю сейчас о кухне театра, и она очень важна. Конечно, хотелось бы привезти и другие постановки, но это непросто. У нас очень специфические сцены - и одна, и вторая, - и не все декорации могут встать.

Тот "Фигаро", что идет в Театре на Таганке, и тот, что увидел иркутский зритель, - это один и тот же спектакль?

Ирина Апексимова: Уверяю вас, разницы никакой абсолютно, это тот же спектакль. Не в сцене дело. Если какие то отличия и есть, то лишь потому, что каждая встреча со зрителем уникальна. Но так с любой постановкой.

Раз уж мы заговорили о публике, поделитесь впечатлением - какой он, иркутский зритель?

Ирина Апексимова: Вчера на "Фигаро" у нас сложилось ощущение, что иркутская публика весьма сдержанна. Этот спектакль - буффонада, хулиганство. Так вот, когда наши артисты по ходу действия стали прыгать в оркестровую яму, это вызвало некий ступор в зале. Актриса мне потом сказала: "Так удивительно: я хотела пошутить со зрителями, а они сделали вид, что меня нет". В целом стеснялись даже громко смеяться. Возможно, это специфика такая у Иркутского драмтеатра, он более академичный, и публика сюда ходит соответствующая. Однако в конце концов атмосфера в зале стала более живой и непосредственной.

На ваших спектаклях всегда много молодежи - такое сегодня редкость. Как вам удается найти нужный тон, нащупать верную интонацию?

Ирина Апексимова: Надо знать, чем живет молодежь. Я не просто так работаю с молодыми режиссерами, с молодыми актерами и, конечно, в курсе, о чем думают и мечтают молодые люди. Вообще, театр - это дело молодых. Тогда актеры говорят на одном языке с публикой, тогда зрители идут в этот театр.

Я считаю и неоднократно об этом говорила, что именно молодежь должна ходить в театры. Кроме театра, ничто не заразит молодых людей вирусом культуры. Для большинства из них театр кажется старомодным, скучным. Им гораздо интереснее смотреть клипы в смартфонах. В Театр на Таганке молодежь ходит потому, что у нас молодые режиссеры. Они ставят спектакли, интересные этому поколению.

Во время прошлых гастролей вы смотрели спектакль из зала. Не из директорской ложи или из-за кулис. Что вы хотели увидеть, услышать, почувствовать? Или вы всегда так делаете?

Ирина Апексимова: Да, я так делаю, на гастролях особенно. Мне нужно понимать, насколько артисты чувствуют этот зал. Буквально - чем дышит зритель. Стоя в зале, я это вижу. Из-за кулис такого не почувствовать. Это важно для анализа, последующего разбора. Но я могу и во время спектакля вернуться из зала за кулисы и подсказать актерам, что надо поправить, на что сделать акценты.

А с молодыми режиссерами и актерами вам как директору сложно? Тоже какой то подход особый? Приходится ли быть жесткой?

Ирина Апексимова: Я начинаю смотреть спектакль, еще когда он только собирается в репетиционном зале. Когда все собрали, меня зовут на прогон. Дальше я, не имея режиссерского образования, но имея очень большой опыт, начинаю делать замечания. Есть режиссеры, которые слышат сразу и переделывают, есть такие, которых нужно слегка поддавливать. А бывает, что приходится угрожать, что спектакль не выйдет… Такой вот творческий процесс. Это очень непросто, правда-правда.

Насколько сложно быть руководителем Театра на Таганке сегодня? Такая история за плечами, такие имена… Непросто поддерживать это имя?

Ирина Апексимова: Вы знаете, это имя невозможно поддерживать. Потому что жизнь идет вперед, мир меняется, мы меняемся. Теперь в театре служат другие люди. И зритель открывает другую Таганку. Те, кто готов меняться и принимать новое. Может, поэтому у нас и молодежи среди зрителей так много. Они не ходили в театр "при Любимове", не слышали Высоцкого, не знают Золотухина.

В свое время Юрий Любимов взорвал все - другой системой, формой подачи, манерой. Однако если бы сегодня игрались спектакли, как игрались тогда, это был бы такой... (подбирает слово) нафталин. Нет смысла в точности копировать, что было когда то суперпопулярным. Гораздо интересней создавать новое, меняться и менять!

Что вам дал нынешний иркутский фестиваль?

Ирина Апексимова: Гастроли - это замечательное приключение, и это, конечно, перезагрузка. И опыт в том числе. Я не знаю, каким образом, но работает одна верная примета: чем сложнее спектакль шел на гастролях, тем лучше он будет идти в Москве. Всегда сбывается!

Мнение

Екатерина Якимова, директор фонда "Территория":

- Иркутск - город с богатой культурной и театральной историей и по-настоящему гостеприимным характером - на время фестиваля "Территория" стал центром современного перформативного искусства. Для нас фестиваль - это не просто афиша, это живая, меняющаяся территория смысла, диалога и искусства, которое говорит с нами прямо сейчас. Мы верим, что театр сегодня - это не только сцена, но и пространство встречи, размышления, сопротивления и надежды. Благодарим всех участников, зрителей и партнеров за доверие и энергию - именно вы сделали эти дни незабываемыми. Юбилейный год конкурса "Полюс. Золотой сезон" особенно ярко показал, как важно искать и открывать новые имена и объединять таланты. "Территория" увозит с собой вдохновение - и уже с нетерпением ждет новой встречи со зрителями в Иркутске и во всех пяти регионах присутствия компании "Полюс".

Компетентно

Виктория Васильева, директор по связям с общественностью компании "Полюс":

- Фестиваль "Территория. Иркутск" вновь стал незабываемым праздником для зрителей и региональных театров. Мы гордимся тем, что объединяем талантливых режиссеров, актеров и активных, интересующихся зрителей из регионов присутствия "Полюса", открывая путь к признанию и новым возможностям. Мы ценим, что благодаря насыщенной и разнообразной образовательной программе театральные деятели знакомятся с актуальными тенденциями и трендами и, вернувшись домой, создадут что то прекрасное, современное и востребованное.

Справка

Фестиваль "Территория. Иркутск" - совместный проект Фонда развития культуры и современного искусства "Территория", Московского музея современного искусства (ММОМА) и крупнейшей российской золотодобывающей компании "Полюс". Предоставляя площадки талантливым театральным коллективам, проект способствует развитию культурной жизни Сибири и Дальнего Востока.