В Москве открывается выставка фовистов и русских авангардистов «Русские дикие»
18 июня в столичном Музее русского импрессионизма открывается выставка «Русские дикие». Экспозиция продлится до 28 сентября, на ней собрано более 100 работ. Представлены картины русских художников-авангардистов, которые прибегали к выразительным приёмам фовизма — течения в изобразительном искусстве начала XX века, а также европейских авторов. Среди работ — картины Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка, Петра Кончаловского и многих других. Кроме того, посетители увидят полотна французских фовистов, включая основателей течения Анри Матисса и Андре Дерена.
18 июня в Музее русского импрессионизма открывается выставка «Русские дикие». Экспозиция объединила работы французских фовистов начала XX века и русских художников-авангардистов, которые вдохновлялись работами европейских современников. Выставка проводится совместно с ГМИИ им. А.С. Пушкина и продлится до 28 сентября 2025 года. Организаторы собрали и представили зрителям 113 картин боле чем из 50 российских музеев, включая Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей, а также из частных собраний.
Предваряет выставку работа совсем из другой эпохи — произведение граффити-художника Жан-Мишеля Баскии (1960—1988), созданное совместно с Энди Уорхолом. Это единственная картина Баскии, имеющаяся в России, она находится в собрании Русского музея. Как пояснила журналистам директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова, она должна «добавить огня в кровь» каждому зрителю, удивив его так же, как поразили публику в 1905 году работы фовистов.
«Это была свобода»
«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал художников, которые шокировали зрителей своими картинами во время парижского Осеннего салона в 1905 году. Публика была не готова к живописи, очень далёкой от классических канонов, лишённой линейной перспективы и светотени. Напротив, новаторы использовали открытые, простые цвета и грубые формы. Они поставили во главу угла субъективное восприятие автора, а не передачу объективной реальности на полотне.
По словам одного из кураторов выставки «Русские дикие», заместителя директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе Ильи Доронченкова, фовизм появился в результате дальнейших поисков художников уже после того, как импрессионизм исчерпал себя, сведясь к дивизионизму — технике написания картин ровными мелкими мазками. Тогда молодым художникам стало понятно, что «нужно освобождаться от этой клетки». В результате новое решение нащупали Анри Матисс и Андре Дерен — они создали подход в живописи, когда природа и объекты изображаются не мелкими мазками, а крупными пятнами.
«И отношения этих крупных пятен чистого цвета организуют холст, организуют наши впечатления. Это была свобода, ну а за свободой дальше уже пошли какие-то поиски в других направлениях. И поэтому (период фовизма. — RT) длился недолго. Многие художники, которые начали как фовисты, перешли в кубизм», — объяснил Доронченков в комментарии RT.
На выставке представлена работа Матисса «Испанка», кроме того, зрители познакомятся с картиной «Просушка парусов» Андре Дерена — полотно участвовало в легендарной выставке 1905 года, после которой фовизм и получил своё название. Также посетители увидят произведения Луи Вальта, Анри Ле Фоконье и других авторов.
Устроители выставки обыграли призывы современников фовистов поместить «диких» художников в клетку — часть работ французских авторов размещена внутри решётчатой конструкции.
«Говорят на одном языке»
Как объяснила Юлия Петрова, русских художников того же поколения фовистами никто и никогда не именовал, поэтому выставка не могла носить название «Русские фовисты».
«Но они были такими же бунтарями, такими же экспериментаторами, в хорошем смысле этого слова дикими... Мы собрали этих русских художников вокруг французского ядра и удивились, как это необычно стало смотреться вместе. Если долгие годы в нашем искусствознании мы разделяли европейское искусство и русское, то на этой выставке европейское искусство и русское искусство говорят на одном языке», — отметила Петрова.
Русскому искусству посвящены основные разделы выставки — «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», «Примитивизм». Посетители смогут проследить, как эксперименты с цветом увлекли отечественных символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна, а также причислявших себя к импрессионистам Давида Бурлюка и Николая Кульбина.
На выставке представлено много работ художников из авангардного объединения «Бубновый валет» — неопримитивистов Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, а также последователей Сезанна Ильи Машкова и Петра Кончаловского, которые обращались как к русскому народному искусству, так и культурным традициям Востока.
В разделе под необычным названием «Парижачьи» собраны картины отечественных художников, перебравшихся во Францию и творивших рядом с фовистами. Это, в частности, Марк Шагал, Николай Тархов и Натан Альтман. Как пояснила журналистам специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма Вера Рябинина, слово было позаимствовано у писателя, теоретика футуризма Ильи Зданевича, который выпустил в середине 1920-х годов роман с таким названием.
По словам Веры Рябининой, «русская культура начала XX века — это замечательный бульон», состоящий из огромного количества очень разных мастеров, которые при этом были современниками и наблюдали одни и те же события.
«В России всё произошло одновременно, в этом парадокс. Русские художники в 1900—1910-х годах совершили беспрецедентный скачок и сократили существовавшую долгие годы историческую дистанцию между собой и французскими коллегами. И вот к этому первому национальному рыку, к первому самостоятельному слову русского искусства, которое прозвучало громко и стало главным проявлением русского творческого гимна во всём мире, вела дорога, и она была извилистой», — подытожила Рябинина.