Эксперт Гаевский: Нужно ввести квалификацию средств индивидуальной мобильности
В Санкт-Петербурге власти намерены практически полностью закрыть центр города для курьеров, использующих электросамокаты, а также обычные велосипеды и электровелосипеды. Под запрет попадут и общественные пространства - парки и скверы - в ряде спальных районов города.
Пока документы, подготовленные специалистами комитета по транспорту, проходят общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу. Однако в том, что они будут скоро приняты, сомнений нет. После того как это произойдет, в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Cеверной столицы запретные зоны охватят практически все муниципальные округа, относящиеся к историческому Петербургу.
Параллельно с этим в Москве Российский союз промышленников и предпринимателей провел конференцию, на которой обсуждались предложения по совершенствованию законодательства для повышения контроля за электросамокатчиками. В частности, прозвучали предложения ввести черный список для нарушителей правил пользования этими устройствами.
Впрочем, стоит заметить, что подобный список, по сути, давно действует. Злостных нарушителей не только жестко штрафуют. Их лишают аккаунта, то есть подписки и возможности пользования подобными устройствами. Но вот беда, пользователь такого устройства может уйти к другому оператору. И история начнется заново.
Как напомнила в ходе обсуждения директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, еще в прошлом году было подписано соглашение между операторами о передаче данных нарушителей. Однако полностью оно не выполняется. Потребуется время, чтобы заблокировать всех злостных нарушителей.
Кроме того, участники конференции обратили внимание на необходимость типизации транспортных средств. Один велосипед можно отнести к разряду мопедов, другой - к мотоциклам, третий - к велосипедам с моторчиком. А к чему можно отнести электросамокаты с разными двигателями, пока не понятно. Поэтому этот вопрос стоит остро. Но в законодательстве на него ответов нет. В РСПП приняли предложения для обсуждения. А каков будет итог - узнаем через некоторое время, когда новые поправки в законы и правила будут написаны и приняты.
Надо сказать, что не только в Санкт-Петербурге местные власти ищут пути по меньшей мере ограничения передвижения мобильных устройств. В Перми, например, и вовсе запретили их передвижение по улицам.
Но проблему привлечения к ответственности нарушителей это не решает. Эксперты сходятся в том, что в любом случае необходима типизация транспортного средства. Нужно понимать, к чему оно относится. К СИМ? К велосипедам? К мопедам? А может быть, к мотоциклам? Увы, но таких четких норм в нашем законодательстве нет. А поэтому непонятно, как за то или другое нарушение привлекать пользователя то ли СИМ, то ли чего-то другого.
Как пояснил доктор технических наук, профессор МАДИ Виталий Гаевский, необходимо ввести квалификацию таких транспортных средств. Например, СИМ - это транспортное средство, которое разгоняется не более 25 км/ч и весит не более 35 кг.
Велосипед - отдельное транспортное средство, которое приводится в движение мускульной силой.
Все остальное - либо мопед, либо мотоцикл.
На конференции, кстати, прозвучало весьма неординарное предложение - дифференцировать плату за пользование электросамокатом в зависимости от веса ездока.
Действительно, встал на электросамокат молодой человек весом 70 кг - один счет. Ведь энергии расходуется немного.
А вот встал на него гражданин весом 120 кг - тут и расход энергии более высокий: попробуй разгони его. А также риск того, что такой человек причинит более тяжкий вред тому, в которого случайно въедет, гораздо выше.
В общем, трудно избавиться от впечатления, что большинство прозвучавших на конференции предложений - пожелания на будущее. Возможно, когда будет разработан итоговый документ, его удастся обсудить подробнее. Ну а пока в Санкт-Петербурге вполне серьезно хотят запретить въезд курьеров на электросамокатах в центр города.