Фанни Ардан привезла в Москву свой новый моноспектакль о любви
Звезда мирового кино Фанни Ардан по приглашению Владимира Машкова привезла в Москву свой новый моноспектакль о любви. На Другой сцене театра "Современник" в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес" два вечера подряд французская дива играет "Жажду страсти" по роману Лоранс Плазене.
Впервые эта сценическая история любви знатной дамы и молодого офицера во Франции XVII века в режиссуре Катрин Шауб и исполнении Фанни Ардан прозвучала в парижском театре Мариньи в 2024 году. Там же и тогда же зародилась идея: этот спектакль о любви с первого взгляда и навсегда обязательно должны увидеть ее друзья в Москве.
"Это невероятный подарок - в праздничный день приехала великая актриса, умная, абсолютно бесстрашная, таких нет - она совершенно уникальна, - представил знаковые гастроли художественный руководитель Театра Олега Табакова и "Современника" Владимир Машков. - Я очень горд и счастлив, что мы являемся уже много лет друзьями. Я слушаю сейчас Фанни и думаю - вот так бы все у нас любили литературу, как она, так бы любили русское слово и понимали мировое значение нашей великой культуры. Конечно, для меня появление Фанни Ардан со спектаклями и в Театре Табакова (в 2020-м году), и сейчас в театре "Современник" - это и есть то, что называется вдохновением. То есть, вдохом нового. Я счастлив, как и все любители театра, понимающие, какое это событие мирового масштаба".
С руководителем Театра Олега Табакова и "Современника" (тогда еще просто - мегапопулярным российским актером) Владимиром Машковым Фанни Ардан познакомилась пятнадцать лет назад на съемках российско-французской исторической картины "Распутин". Она играла императрицу Александру Фёдоровну, Машков - императора Николая II, а в образе Распутина предстал Жерар Депардье.
Машков тогда же выступал и в роли персонального гида Фанни Ардан по Санкт-Петербургу. Пятнадцать лет творческой дружбы с Владимиром Машковым и любви к России стали логичным продолжением тех необыкновенных петербургских экскурсий.
С тех пор французская актриса много раз и по разным поводам приезжала в Россию. Новое политическое время не стало исключением - лишь потребовало взять продолжительную театральную паузу. Чтобы, выпустив по традиции во Франции премьеру, вновь поставить продюсеров перед фактом: "Мой друг открыл свой театр в России, и я хочу показать у него свой спектакль".
Cлово красивой женщины - закон; две страны стали искать возможность его исполнить.
"Когда меня спрашивают, почему ты едешь в Россию, я теряюсь, что ответить, потому как для меня любовь к русской культуре - это святое, - признавалась Фанни Ардан перед нынешними гастролями в Москве. - Примерно с пятнадцати лет я начала жить и видеть мир благодаря русской литературе. Приезжая к дедушке с бабушкой на каникулы, просто подряд прочитала всего Достоевского, всего Толстого, всего Чехова. Россия вошла в меня еще в подростковом возрасте через этих великих авторов. И это сформулировало для меня и сформировало во мне то, как я смотрю на мир всю жизнь, с юности. Потом, конечно, я читала и Бальзака, и Стендаля, и Дидро, и других французских авторов - но мне всегда в них не хватало того, что я нашла в русской литературе - страсти. И вот, сыграв премьерный спектакль "Жажда страсти" летом прошлого года в Париже, я дала себе обещание: все-таки обязательно показать эту пьесу в Москве. Как будто бы замыкая круг".
Пьеса эта универсальная, считает Фанни Ардан. О природе страсти. О стремлении к недостижимому в любви. Об отречении и прощении. О щедрых подарках судьбы и страшных невосполнимых потерях...
"Я всегда играла роли, которые я очень люблю, - словно исповедуется Фанни Ардан в стенах театра "Современник". - Я никогда не могла подняться на сцену и сыграть человека, с которым я бы себя не ассоциировала. Я думаю, что мир чувств, мир переживаний, мир страсти - он для всех одинаков. Для меня играть эту пьесу в Париже или здесь в Москве - странным образом почти одно и то же. Я исхожу из того, что русская публика, как и любая другая, приходит в театр для того, чтобы им рассказали историю. И даже если история происходит в семнадцатом веке во Франции - а это эпоха Людовика ХIV, когда ему угрожает фронда, - это все-таки очень общечеловеческая понятная тема.
Прежде всего - это история любви. Но это еще и история про то, как сложно любви выживать, когда есть долг и когда есть религиозные предпочтения, верования... Я всегда думала и продолжаю думать, что любовь - это самое главное, что есть в жизни. И если ты поворачиваешься к чему-то другому - это только потому, что потерял любовь. Всю свою жизнь мы должны посвятить поискам любви".
... Однажды на брифинге у постоянного партнера Фанни Ардан - Жерара Депардье спросили, какие женщины ему нравятся. "Те, которые не действуют на нервы, - последовал ответ. - Но так сложно уловить ту грань, после которой любящие люди начинают друг другу надоедать".
Фанни Ардан всегда (кто знает актрису лично - легко подтвердит) была настроена более романтично. "Мне кажется, самое главное, что нас определяет - это позиция по отношению к любви: есть ли у нас любовь, нет ли ее, была ли, ждем ли мы ее", - считает одна из самых обворожительных женщин Франции, от бархатного взгляда которой даже самые неуправляемые смутьяны и политики молодеют и становятся ручными. И не только в фильмах или же спектаклях. В ее новой театральной истории главное - огромное обаяние французской актрисы, чья красота вполне может сегодня спасти мир.
Какую бы еще роль ей хотелось исполнить на сцене? "Теперь уже, конечно, поздно... - сожалеет Фанни Ардан в ответ на вечный актерский вопрос. - Но я в "Идиоте" Настасью Филипповну очень хотела бы сыграть. Это моя так и не осуществленная мечта. Есть такие роли, которые тебе по тем или иным причинам так никогда и не достанутся... А князь Мышкин был для меня как фонарь, который освещает путь. Прочитав Достоевского, я поняла, что не нужно бояться общества. Не нужно бояться, что тебя кто-то будет осуждать. Нужно говорить свою правду. Нужно протягивать руку другому... Увы, я уже не сыграю "Идиота", но очень хотела бы...
В университете я очень заинтересовалась русской историей. Изучала политические науки, и вот этот советский эксперимент очень меня интересовал. В конце учебы нужно было написать работу, и я писала свой диплом об анархии. Я прочитала всех русских авторов - Бакунина и всех его товарищей. То есть я неплохо знаю русскую историю, и это очень трагическая история среди всех стран, с которыми можно было бы сравнить Россию. Но, может быть, именно это и дает жителям вашей страны так необходимую страстность?!
Я стала интересоваться музыкой и, конечно, живописью, очень любила русскую поэзию. Я думаю, что поэзия в России - всегда вопрос жизни и смерти, за которым имена Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой… А у нас во Франции - это такие тонкости души...
Для меня Россия - это земля поэзии. Поэтому, когда меня спрашивают, почему я еду в Россию, - даже не знаю, что отвечать. Для меня это так очевидно".
Дословно
Владимир Машков, худрук Театра Олега Табакова и "Современника":
- Насколько сегодня важны России гастроли мировых знаменитостей? Я скажу так: Россия всегда была открытой и будет открыта для культур и всего мира. У нас огромные исторические связи, если говорить о театре, и с театрами Франции, Германии, Англии, Америки, - какое впечатление производили работы Станиславского еще в прошлом веке! Как они поменяли структуру артиста, какое дали представление, чем же должен заниматься артист, какая это великая профессия...
Мне кажется, в этом смысле Фанни Ардан сейчас выступает - тем самым абсолютно прочным мостом культур всего мира".
P.S.
Фанни Ардан - обладательница одного из самых значительных российских призов за особые актерские заслуги - приза имени Станиславского, который она получила в 2003 году на Московском кинофестивале из рук Никиты Михалкова за роль Марии Каллас в фильме Франко Дзеффирелли "Каллас навсегда" и за верность принципам школы Константина Сергеевича Станиславского.
"У меня часто в Москве бывает такое чувство, как когда вы видите дом с зажженными окнами, и вам хочется зайти в него, - признавалась французская звезда. - Я полюбила Россию, полюбив людей, которые в ней живут, ее художников, кино, театр и поэзию. Я страстно люблю стихи Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Блока, и мне всегда казалось, что русская поэзия - это больше, чем поэзия: это жизнь".
И еще пять признаний Фанни Ардан
*"Депардье - это даже не совсем человек... Он скорее - явление, подобное грому и молнии, как сама природа..."
*"Брак - это контракт, а контракт нередко не предполагает истинные чувства. Все-таки истинные чувства всегда свободны".
*"Старость, конечно, похожа на вынесение смертного приговора. Тут уж ничего не поделаешь. Но до своего эшафота я хочу дойти бодрой походкой, с улыбкой и бокалом вина в руке. А не плестись, прикидываясь кем-то другим".
*"Я была не домашним ребенком, а счастливым ребенком... Во мне сформировалась даже некая асоциальность: мне достаточно рядом только тех, кто любит по-настоящему. А что подумают и скажут другие - не так уж и важно. Главное для меня - взаимопонимание с очень узким кругом лиц".
*"Ключевая фраза для меня - это реплика из фильма "Соседка": "Что-то есть во мне такое, что людей от меня отодвигает. Внутреннее одиночество, внутренняя сосредоточенность… Одиночество философское, я бы так сказала. Я ведь совсем не угрюмая, общаюсь с людьми с удовольствием, но что-то во мне есть такое, что людей "отодвигает". Вот так".