Неуехавшие: В Петербурге выпустили спектакль "Зойкина квартира" по Булгакову
Театр имени В.Ф. Комиссаржевской представил премьеру - спектакль "Зойкина квартира" по пьесе Михаила Булгакова, написанной ровно 100 лет назад. Режиссер - Хуго Эрикссен. Художник-постановщик и художник по костюмам - Ютта Роттэ (Москва).
История из нэпманских 1920-х. Зоя Пельц, деловая женщина, которой надо уберечь квартиру от "уплотнения" пролетарским элементом, открывает в своей квартире в центре Москвы пошивочную мастерскую (на самом деле, это нелегальный "веселый дом", дом терпимости - бордель под прикрытием). Ей нужно скорее накопить денег, чтобы уехать вместе с графом Обольяниновым за границу - в Ниццу. В качестве помощников к ней устраиваются обаятельный мошенник Аметистов и возлюбленный Зои Обольянинов.

Еще есть два китайца - Херувим и Газолин (их играют китайские артисты). Оба добиваются расположения горничной Манюшки (якобы племянницы Зои Пельц).
Но никому не удастся сбежать из ненавистной им России за границу, в город мечты (Париж /Ниццу), в надежде обрести новую жизнь.
Роль Зои Денисовны Пельц играют в очередь заслуженная артистка России Евгения Игумнова и актриса Кристина Кузьмина. В роли Обольянинова - Владимир Крылов. Актер Театра им. Ленсовета Илья Дель приглашен на роль Аметистова, с ним в пару - Богдан Гудыменко. Великолепные актерские работы - их хочется отметить особо: заслуженные артисты России Евгений Иванов - Аллилуя, председатель домкома, Владимир Богданов - Гусь - Ремонтный.
Интересный факт. Кристина Кузьмина также исполняет роль Зойки в спектакле "Зойкина квартира" Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Спектакль выпустил в 2021 году известный якутский режиссер Сергей Потапов. И еще. Когда в Театре Комиссаржевской шли репетиции, в Театре им. Ленсовета режиссер Роман Габриа выпускал "Театральный роман" Булгакова, где Илья Дель репетировал роль писателя Максудова - булгаковские премьеры вышли одна за другой.
Что рассказали "РГ" актеры
Кристина Кузьмина (Зоя Пельц):
- К предложению сыграть Зою Пельц я отнеслась с большим восторгом и азартом. Мне очень нравится эта пьеса, я нахожу ее глубокой, многогранной и неразагаданной. К тому же всяческие исследования приводят меня в восторг. Мне это интересно.
Хуго позвонил мне и спросил, хотела бы я еще раз пуститься в это путешествие? Я видела его спектакли, и мне, безусловно, очень хотелось с ним поработать.

Я по-прежнему продолжаю играть Зою в Псковском театре, это очень любимый мною спектакль, и что удивительно, у меня не возникает никакого когнитивного диссонанса по поводу двух постановок в разных театрах, это скорее вызывает восторг. Может быть, это особенность моей психики, может, я просто сумасшедшая, но несмотря на то, что пьеса одна, я не нахожу, что играю что-то схожее, более того, мне даже не кажется , что я произношу одинаковый текст, написанный Булгаковым. Для меня это абсолютно разные истории, в которых, возможно, схожесть только в одном: в вопросе, как далеко ты готов зайти ради любви.
Кстати, это не первое мое знакомство с Михаилом Афанасьевичем, несколько сезонов я играла Геллу в мюзикле "Мастер и Маргарита" Театра ЛДМ.
Владимир Крылов (Обольянинов):
- Несмотря на то, что я уже давно в театре и давно занимаюсь этой профессией, но судьба ни разу не сталкивала меня с Булгаковым! Это довольно странно, но это факт. И мое практическое знакомство сразу началось в не совсем классическом исполнении (подаче) этого материала. К слову, я ни разу не видел ни одной постановки "Зойкиной квартиры", не посчастливилось. Поэтому я был абсолютно незамутненный ничьим примером. Тем любопытней становилась работа над пьесой.
Режиссер Хуго работает так, чтобы материал был слышен. Чтобы не утонул в репризах и яркой игре. Чтобы юмор возникал от ситуации происходящего. Это непросто, но мне нравится, когда у нас получается это. Еще мне нравится в своей роли не лететь в обычном ритме классических спектаклей, а размышлять в ритме Обольянинова, "перерабатывая" то, что с ним происходит. Вообще Хуго очень внимателен к тексту. Всегда просит нас обращать внимание на тот или иной речевой оборот, слово… И это действительно важно. Именно из текста мы получаем душу персонажа, его образ и философию.
Спектакль случился и будет одухотворяться, потому что мы только в начале пути и впереди еще много открытий, которые Булгаков спрятал в своей пьесе.
Илья Дель (Аметистов):
- Да, я много путешествовал по театрам - в Петербурге и Москве, а встреча с Комиссаржевкой случилась впервые. Здесь прекрасный коллектив. Очень радушно, с любовью приняли меня, я благодарен всем цехам, коллегам.
Предложение сыграть в "Зойкиной квартире" пришло от моего давнего друга - Виктора Михайловича Минкова, с которым мы много работали в театре "Приют комедианта" (теперь это Театр на Садовой), прошли большой путь. Я сыграл там 12 главных ролей.
Действительно, у меня получился "сезон Булгакова": параллельно я репетировал в Театре Ленсовета роль писателя Максудова в "Театральном романе" режиссера Романа Габриа.
Аметистов - роль, безусловно, интересная, можно вскрывать и вскрывать разные пласты, искать смыслы. Он пришел из ниоткуда и также в финале ушел в никуда. Интересно раскапывать его истинную биографию: что это за человек, почему выдает себя за того, кем на самом деле не является, как он хочет вырваться из замкнутого круга, в который попал, стать другим человеком. У героя много масок. Есть над чем поразмышлять.
Считается, что Аметистов - прототип Остапа Бендера. Я когда-то играл Остапа в спектакле Семена Серзина. И есть созвучие с моей ролью Леньки Пантелеева в мюзикле ТЮЗа. У этих персонажей есть романтический флер, но при этом перед нами бандит, уголовник, аферист, шулер… И, к сожалению, уровень его жизни не позволяет ему стать другим человеком. Я рад, что в моей судьбе появилась эта интересная роль - Аметистов.
Круто было поработать с Хуго. Режиссер молодой, но уже большой профессионал. Я ценю подготовленных режиссеров, люблю режиссерский показ. Такой оперный стиль режиссуры, когда все заранее придумывается в голове - как это должно выглядеть, играться, и режиссер сразу погружает актеров в готовое пространство.
Чжан Цзяхао (Херувим):
- Я учусь на режиссера на третьем курсе РГИСИ. Как я появился в этом спектакле? Прошел кастинг. Для меня это интересный опыт. Я впервые приехал в Россию. Это моя первая роль - в Петербурге, в академическом театре. На курсе Льва Борисовича Эренбурга мы много занимаемся и актерским мастерством. Наш мастер говорит нам, что хороший режиссер должен много работать с актерами.
- После такого успеха, аплодисментов хотите стать актером?
- Ну, конечно. Это так интересно! Я играю с удовольствием, и я счастлив. И знаете, я впервые даю интервью!
Справка "РГ"
Хуго Эрикссен родился в Москве. С 2011 по 2013 год учился на актерском факультете Школы-студии МХАТ (Мастерская Дмитрия Брусникина). В качестве режиссера дебютировал в 2013 году (спектакль "Арто и его двойник" по пьесе Валерия Семеновского, пространство дизайн-завода FLACON).
В московском Театре им. Евгения Вахтангова работал ассистентом режиссера Юрия Бутусова (на спектакле "Бег"). В 2016 году окончил Театральный институт им. Бориса Щукина. Был ассистентом режиссера на операх "Царь Эдип" Игоря Стравинского и "Замок герцога Синяя борода" Белы Бартока (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко).
Ставил спектакли в "Практике", Вахтанговском и Александринском театрах, а также в Молодежном театре Республики Коми, ярославском Волковском театре, Псковском театре драмы имени Пушкина. В 2024 году Эрикссен совместно с Андреем Калининым создавал сценическую композицию спектакля "Человек из Дублина", основанного на модернистской прозе начала XX века.
Следующая серия премьерных спектаклей состоится 25, 26, 27 июня.