Детский писатель Дмитрий Емец ответил на вопросы "РГ" о работе и о читателях

На "Книжном поезде", который прошел от Петербурга до Волгограда, приехала группа писателей. Среди них был и автор одной из самых известных пародий на "Гарри Поттера" Дмитрий Емец. На его "Тане Гроттер" тоже уже выросло поколение. Романист пообщался с читателями и ответил на вопросы "РГ".

Детский писатель Дмитрий Емец ответил на вопросы "РГ" о работе и о читателях
© Российская Газета

Дмитрий Емец (оглядываясь): Я очень хорошо запомнил место, где мы сейчас находимся. Я тут уже бывал. Это самый старый книжный магазин города, открытый после войны.

В книжный магазин вы приехали на "Книжном поезде".

Дмитрий Емец: Да, он состоит из четырех вагонов. Периодически к нам прикрепляли паровоз с огромной звездой, который топится углем. Но он только по два-три километра вез состав, для красоты. Акция посвящена 80-летию Победы. И логично, что Волгоград стал финальной точкой. Было огромное количество встреч с читателями. Очень здорово. Без поезда, наверное, долго нам еще пришлось бы ждать этого.

Раньше вас читали дети, потом стали и взрослые. Вы себя каким писателем числите?

Дмитрий Емец: Когда я учился на третьем курсе университета, у меня появился компьютер, я стал писать на нем сказки. Первой стал "Дракончик Пыхалка". Потом пришел в издательство, а там мне говорят: у нас только фантастика. Я переключился на фантастику, написал огромный блок книг. Где-то к 2000 году понял, что мне уже начинает надоедать детская литература. И я решил уходить во взрослое юмористическое фэнтези: "Великое нечто", "Вселенский Неудачник". В первом произведении перо еще гуляет, а второе уже крепко написано. Представьте себе Остров детской литературы и Остров взрослой литературы, а между ними океан. Есть только один мостик с одного острова на другой - это фэнтези. Хороший жанр, универсальный. Серия про "Таню Гроттер", конечно, начиналась как пародия. Всего там 14 частей, очень большая вселенная, которую я с большим увлечением писал.

Из "Тани Гроттер" потом вышел "Мефодий Буслаев". Про этих героев написали уже несколько тысяч фанфиков. Я их не читаю, но отношусь к этому явлению нормально. Это вообще неплохая писательская тренировка. Берете и продолжаете "Трех мушкетеров". Это вам ставит перо, чтобы дальше писать свое. Да и просто чтение тоже обучает. Лев Толстой не научил бы писать лучше, чем вы сами что-то поймете, читая "Войну и мир". Всему учит работа. Главное не замахиваться сразу на большой объем. Допустим, я хочу быть строителем. Сегодня я сделал собачью будку. Завтра я построил дачный сарайчик, потом - домик. Прошло 10 лет, и я возвел многоэтажку. Каждое следующее твое произведение будет сложнее, и ты будешь прокачиваться.

В вашем детстве не было не то что Тани Гроттер, но и даже Гарри Поттера. Что сами читали?

Дмитрий Емец: Стандартный набор: "Винни-Пух", "Маугли", "Одиссея капитана Блада", "Черная стрела". Кстати, есть авторы, которые лучше воспринимаются глазами, а другие на слух. Например, школьники, прослушавшие "Войну и мир", потом говорят: "А мы-то думали, что Толстой скучный".

Пишете легко?

Дмитрий Емец: Бывает, пишешь, пишешь книгу и вдруг чувствуешь, что застрял, что она дальше не идет. Непонятно, что произошло, почему ты утратил к ней интерес. Значит, там где-то поломка. Вот заглохла машина. Свечи нужно поменять. Вы сможете устранить повреждения и поехать дальше. Так же и с книгой. Перечитываете и ищете, что вас смущает.

Плюс еще у каждого есть свой предел трудоспособности. Когда вам кажется бредом то, что вы делаете, значит, просто мозг устал и не нужно вымучивать. Я работаю с утра. Одно время в четыре часа вставал, сейчас потерял этот навык и просыпаюсь в семь - полвосьмого. Завариваю кофе, выпиваю его литра два в день. Сижу в кресле-качалке. Стол завален до невозможности, поэтому ноутбук держу на коленях.

Я не выкладываю рукопись в процессе работы в интернете, соответственно, читатель не дает мне советов. Раньше был книжный магазин "Лабиринт", там люди писали развернутые, понятные отзывы на книги. Сейчас только комментарии на маркетплейсах: "У книжки уголок сбит" или "Состояние хорошее". "Важная" информация для автора.

А экранизации планируются?

Дмитрий Емец: Осенью, может быть, выйдет фильм "Легенда о золоте скифов". Это по моей книге "Золото скифов".

Вообще прототипы у вас бывают?

Дмитрий Емец: Илье Репину говорили: вы такой хороший художник, зачем тратите деньги на натурщиков? Вы же и так можете мужичка нарисовать. А он отвечал: конечно, мужичка я нарисую, но это будет уже не то. Как населить книгу героями? Предположим, у вас есть вредная соседка по подъезду. У каждого есть. Вы закроете глаза и можете воспроизвести ее голос, интонации. Знаете, что она скажет в той или иной ситуации. Она просто не может не получиться даже у начинающего автора.

Когда вы что-то пишете, надо хорошо представлять локацию. Если, допустим, действие происходит в волшебном лесу, то его тяжело представить, это будет какое-то клише с разбойниками. Не хватит фактуры - и вы начнете из других книг брать детали. Хорошие книги пишутся на жизненном опыте. Каждый человек может написать одну гениальную книгу, опираясь на уникальный опыт, конкретную профессию и привычные локации. Есть много авторов одной гениальной книги. Например, "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева. Но вот где следующие книги? Там есть вторая часть, но она уже не дотягивает до первой.

Сейчас вы живете в Крыму. Можно ли сказать, что волшебные леса из последних книг - это крымские леса? Хотя лесов там особо нет.

Дмитрий Емец: Были раньше буковые леса. То ли греки привезли с собой коз, которые все сожрали, то ли деревья гончары пожгли, когда вазы лепили, то ли климат поменялся. Если что-то пишете, пишите с натуры. Вот вы идете по городу, увидели интересное дерево с отслоившейся корой, ходите вокруг него и наговариваете впечатления в диктофон. Затем начинаете гуглить его описание. И вот уже есть фактурка.

Так мы можем рассчитывать на литературный туристический путеводитель "Таня Гроттер и Бахчисарай"?

Дмитрий Емец: Бахчисарай и его окрестности я неплохо знаю. Наверное, в этом районе я мог бы быть гидом. Хотя экскурсоводы - отдельная тема. Особенно когда они придумывают однообразные легенды. На этом месте восьмилетний мальчик полюбил свою вожатую и сказал, что через 30 лет на ней женится. Прошло 40 лет, у этого камня они встретились вновь и полюбили друг друга.

А дети вообще читают сейчас? Принято считать, что нет.

Дмитрий Емец: Я постоянно езжу и везде выступаю, и раньше на класс было примерно семь учеников, которые читали книги. Сейчас если два человека есть, то это уже, видимо, не простой класс, это лучшая школа города. Когда только двое читают, этого мало - не складывается критическая масса для запуска процесса. К тому же, как правило, это не самые популярные ребята в классе. Телефон сильно перевешивает книгу.

Я выступал в Москве в очень крутой школе, где 300 тысяч рублей в месяц родители платят просто за то, чтобы их дети ходили туда. Чем она отличается от обычной школы в Волгограде? Тем, что дети сдают телефон на входе. Зато дают бесплатные соки и булочки в любом количестве. Вот за 300 тысяч в месяц у ребенка не будет телефона, но будут булочки.

Я рад, что старые читатели меня не бросили. Но я мониторю количество мелких детей, потому что это мой будущий рынок!

Справка "РГ"

Дмитрий Александрович Емец родился 27 марта 1974 года в Запорожье в семье метеоролога и журналистки. Жил также на Камчатке и в Москве, сейчас его дом в Крыму. В 1991 году Емец окончил английскую спецшколу в столице, а в 1996 году стал выпускником филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 22 года стал самым молодым членом Союза писателей. В литературу вошел в середине 90-х. Емец известен такими сериями книг, как "Космический пират Крокс", "Мутантики", "Компьютер звездной империи", "Таня Гроттер", "ШНыр (Школа Ныряльщиков)" и другие. Кстати, Емец кандидат филологических наук, из-под его пера вышли не только фэнтезийные романы, но и диссертация о русской литературе второй половины XIX века. Как ученый Дмитрий Александрович изучал творчество Чехова и Гоголя. У писателя семеро детей.