Саратовцы из-за волокиты чиновников лишились шедевров искусства
Из-за головотяпства чиновников Саратов не получит коллекцию шедевров отечественного искусства, а в городе так и не появится современная картинная галерея.
Щедрый подарок
В конце XIX века внук Александра Радищева, известный художник-маринист Алексей Боголюбов пообещал передать Саратову свою знаменитую коллекцию картин, если городские власти построят для нее здание "постоянное, неизменное, прочное и приличное". Эта история хорошо известна жителям города, и не только.
Дело тянулось долго. Всего до открытия музея прошло восемь лет, пока наконец разозлившийся собиратель предметов искусства не поклялся отдать коллекцию Самаре, раз Саратову она, очевидно, была не нужна. Вот тут-то наконец чиновники зашевелились, здание в центре города построили всего за два года, и в 1885-м в стране открылся первый общедоступный художественный музей. Радищевский музей, в основе которого - коллекция Боголюбова, до сих считается лучшим в стране после собраний Москвы и Санкт-Петербурга.
Говорят, все в мире повторяется. Повторилась и эта история в наши дни. Вот только финал у нее, судя по всему, будет другой...
Правительство Нижегородской области 15 мая сообщило, что российский коллекционер Валерий Дудаков передает Нижегородскому художественному музею часть своей знаменитой коллекции - 39 работ художников-символистов, участников выставки "Голубая роза". В числе произведений, которыми поделится собиратель, - работы Валентина Серова, Михаила Врубеля, Павла Кузнецова, Михаила Ларионова, Петра Уткина, Александра Матвеева и других мастеров. Например, среди шедевров - одна из культовых картин Мартироса Сарьяна "Красная лошадь".
"Без преувеличения, это абсолютно революционное, знаковое событие для нашего региона", - обрадовал земляков губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Сообщение о передаче картин нижегородскому музею в Саратове произвело эффект разорвавшейся бомбы
Вот только в Саратове это сообщение произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ведь было хорошо известно, что эти же картины ранее коллекционер собирался передать в Саратов и для них должны были построить галерею. Так что же случилось?
Картины пылятся в запасниках
Валерий Александрович Дудаков - очень известный в нашей стране и во всем мире человек. Входит в десятку крупнейших коллекционеров искусства нашего времени. Был создателем Клуба коллекционеров и очень много сделал для популяризации отечественного искусства и частных коллекций.
Картины российских символистов он считает лучшей частью своего собрания и давно заявлял о желании сделать их общедоступными - передать в музей. Однако владелец требовал соблюдения при этом условия: чтобы они не пылились в запасниках, а были представлены в одной экспозиции. Собственно, этого же самого почти полтора века назад добивался и основатель Радищевского музея от саратовских властей.
В 2020 году на выставке в Саратове коллекционер обещал передать Радищевскому музею 39 работ художников при условии строительства картинной галереи рядом с Домом-музеем Павла Кузнецова на улице Октябрьской. Тогдашний директор Радищевского музея Людмила Калинина подтвердила, что городские власти взяли на себя обязательства по расчистке площадки от руин сгоревшего там дома, после этого должна была появиться возможность заняться проектированием и строительством галереи.
Решение Дудакова выглядело вполне логичным, картины вернулись бы на родину инициаторов творческого объединения "Голубая роза", художников Кузнецова, Уткина и Матвеева - все они саратовцы. Здесь интересы коллекционера совпали с пожеланиями горожан еще в одном. В фондах Радищевского музея хранится более 300 картин Павла Кузнецова, при этом в постоянной музейной экспозиции представлено всего три произведения. Небольшой мемориальный дом-музей художника не соответствует современным требованиям по хранению таких шедевров. Строительство картинной галереи рядом с домом-музеем решило бы и эту проблему.
Идею строительства картинной галереи поддержал также председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. На встрече в доме-музее Павла Кузнецова в 2021 году, где присутствовал и глава Саратова Михаил Исаев, как сообщал Telegram-канал "Володин. Саратов", спикер предложил немедленно приступить к реализации данного проекта. Местные власти вроде начали исполнять это пожелание спикера, но что-то пошло не так.
По словам самого Валерия Дудакова, с которым поговорил корреспондент "РГ", переговоры продолжались пять лет, но результата не дали. "В Саратове все застопорилось. В городе уже снесли здание, на месте которого должны были построить галерею. Территория давно огорожена, вырыт котлован, а движения никакого нет", - рассказал Валерий Александрович.
С проектом, но без галереи
На самом деле коллекционер немного ошибся, поскольку даже до котлована дело не дошло. Забор, правда, был, но упал, и потом его убрали. А застопорилось дело еще на стадии согласования проекта, который разработала компания "Атриум-А".
Задачу специалисты получили непростую: необходимо было спроектировать здание, соответствующее всем современным музейным требованиям, на участке, который входит в охранную зону соседнего памятника Дома-музея Павла Кузнецова. Вопросы все решили.
Получился интересный проект трехэтажного здания (один этаж - подвальный), не имеющего аналогов в Саратове. При этом не очень дорогой - в ценах 2023 года порядка 107 миллионов рублей.
Обязательной частью разработки проекта является проведение археологических исследований на месте будущего строительства, и такие работы выполнили. Археологи нашли осколки глиняной посуды, стеклянные бутылки, обломки вилок и ножей, глиняные курительные трубки, канализационные трубы с клеймами - вещи, датировавшиеся XVII-началом XX века. Удивляться не приходится, все-таки это центр исторической части города. Поскольку, по мнению ученых, был выявлен объект археологического наследия, перед началом строительства надо было провести раскопки.
Но вместо этого комитет отказал разработчикам проекта в продлении срока контракта и забрал назад в бюджет города аванс в 500 тысяч рублей, находившийся на банковском счете проектной организации. После чего компания "Атриум-А" вынуждена была обратиться в суд, чтобы взыскать деньги за уже выполненную работу. В ходе судебного разбирательства, которое продолжалось больше полугода, городская администрация изменила свою позицию по делу, согласившись подписать договор о продлении работ.
В дальнейшем оказалось, что позиция городской администрации вновь изменилась и выполнять решение суда она не намерена. Не помогло также обращение в Службу судебных приставов, хотя исполнительное производство было возбуждено.
Протянув так два с лишним года, этой весной мэрия сама вышла с иском в суд о расторжении контракта. Предварительные слушания по делу уже прошли, в июне должно начаться судебное разбирательство. Проектная организация готовит встречные исковые требования. Понятно, деньги за свою работу архитекторы скорее всего отсудят, еще и с пенями. Но самим разработчикам обидно, что пропадет интересный проект, в который они вложили душу, а горожане останутся без картинной галереи.
P.S.Стоимость картин из коллекции Валерия Дудакова, которые он теперь собирается передать в Нижегородский художественный музей, составляет примерно три миллиарда долларов. Это значительно превышает годовой бюджет Саратовской области.
Вот только произведения искусства обладают еще и нематериальной ценностью.
Из поколения первых посетителей Радищевского музея вышли талантливые художники: Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, скульптор Александр Матвеев, которые не только принесли известность родному городу, прославили его, но и создали совершенно новое течение в отечественной живописи, подняли искусство на следующую ступень развития.
А теперь музей русского символизма, родившегося в Саратове, планируется открыть совсем в другом волжском городе. Саратовцам должно быть обидно, а нижегородцам можно только позавидовать.