Пробки и раскопки. Проверяем, как ремонтируют трамвайные пути в Нижнем Новгороде

Пробки и раскопки. Проверяем, как ремонтируют трамвайные пути в Нижнем Новгороде
© В городе N

Уже третий год в Нижнем Новгороде реализуется один из самых масштабных проектов модернизации электротранспорта в России. На эти цели в рамках концессионного соглашения потратят более 50 миллиардов рублей. Итоговый результат жители увидят в конце 2026 года. Но перемены уже происходят каждый день: меняется подвижной состав, запускаются новые маршруты, создается электробусная сеть. А, пожалуй, самым важным и трудоемким этапом является реконструкция трамвайных путей.

Где-то обновление рельсов еще только предстоит, где-то оно уже завершилось. А есть локации, где работы — в самом разгаре. В начале июня корреспондент ИА «В городе N» посетила их, чтобы оценить, как справляются подрядчики.

Скандально известная восьмерка

Один из самых долгожданных и проблемных объектов — пути на маршруте № 8 и запуск этого маршрута. Реконструкция участка от станции метро «Кировская» до Малышево стартовала в мае 2024 года. Тогда же Центр развития транспортных систем отменил трамвай № 8, пообещав возобновить его работу в ноябре. Но сроки начали сдвигаться. Подрядчика оштрафовали.

Обкатка по новым рельсам началась в апреле 2025-го. По ее окончании трамваи должны были выйти на маршрут № 8. В мае ЦРТС сообщили, что запуск состоится 5 июня — пока только от улицы Игарской до остановки «Малышево». Нижегородцы были рады и этому. Но накануне, 4 июня, власти заявили, что планы поменялись. Подрядчик снова подвел: не обустроил посадочные площадки, что небезопасно для пассажиров. И в очередной раз был оштрафован. Контракт с компанией расторгли, за обустройство остановок взялась новая организация. А запуск трамвайного маршрута вновь отложили. И новых сроков не назвали.

Поэтому корреспондент ИА «В городе N» решила посетить первой именно эту локацию. На разворотной площадке в Малышево 5 июня она увидела только готовые рельсы. В остальном — разруха: валяются мусор и остановки, старые шпалы, нет ни бордюрного камня, ни платформ. Повсюду перекопанная земля.

Добавим, что на остановке «Малышево» ремонт не закончится. Рельсы будут обновлять до конечной — Гнилиц. Работы обещают завершить к середине осени. Они уже ведутся. Пока на разворотной площадке в Малышево бросаются в глаза оборванные рельсы. Дальше — пустота. Ни бетона, ни шпал. Только голая земля на протяжении нескольких километров. Ездят тракторы: они выравнивают участки, засыпают его щебнем. Готовят почву, так сказать.

На кольце в Гнилицах прогресс более заметный. Рельсовый отрезок уже забетонирован, на него уложена арматура, а строители выравнивают сам участок. Тем не менее, в ЦРТС уже заявили, что трамваи № 8 будут ходить до Гнилиц осенью.

А пока, с 15:00 11 июня, они начнут курсировать до Малышево. К этому моменту новый подрядчик организует остановки и платформы.

Пути на Кирова

Еще один участок на Автозаводе, где сейчас ремонтируют трамвайные пути, — проспект Кирова. К работам у входа в станцию метро «Кировская» приступили 6 июня. А за два дня до этого на объект завезли необходимые стройматериалы.

При этом новые рельсы появились на участке достаточно быстро. После печального опыта, связанного с предыдущей локацией, корреспондент ИА «В городе N» задалась вопросом.

В ООО «Экологические проекты» рассказали нам, что на Кирова действительно уже есть частично готовый участок. Осталось только заасфальтировать. В остальном все тоже происходит быстро.

На данный момент демонтированы рельсы, изъят старый балласт и сформирован котлован. Уложены новые рельсы и идет их сварка, далее они будут вывешены на порталах и будет производится заливка бетоном, — уточнили в организации.

Рельсы у входа в метро должны заменить до 20 июня. И в этом случае, кажется, подрядчик точно успеет в срок. А в середине июля возьмется за участок на пересечении с проспектом Ленина — пути там планируется обновить за две недели.

Работы у парка

Работы по замене трамвайных путей ведутся и в Канавинском районе. 31 мая началась реконструкция на участке от улицы Аксакова до парка имени 1 Мая. Перед подрядчиком стоит задача завершить ремонт 11-ти километров одиночного пути к декабрю.

Сейчас красной сеткой огорожена только территория на пересечении улиц Октябрьской Революции и Обухова. Лишние элементы и мусор вывезли. Новых стройматериалов — рельсов или столбов для контактной сети — и рабочих в день визита нашего корреспондента там не было. Однако стоит отметить, что работы ведутся: старые рельсы уже демонтированы. Участок начали готовить для укладки новых.

Ситуация в центре

В верхней части Нижнего Новгорода трамвайные пути меняют в нескольких местах. Сначала мы отправились на Октябрьскую — участок от Большой Покровской до Алексеевской. Его подрядчик должен сдать до конца июня. Работы выполнены уже на 90%.

Специалисты постепенно укладывают асфальтовое покрытие.

На трамвайных путях, которые пересекают Большую Покровскую, установлены красно-черные ограждения, а для пешеходов проложили строительные паллеты. Автомобильное движение не перекрыто. Именно здесь совсем небольшой отрезок рельсов оказался закатанным в асфальт, что повеселило и одновременно ввело нижегородцев в замешательство.

Рельсы, ведущие от Октябрьской к Зеленскому съезду, уже обновлены, некоторые участки заасфальтированы. Как рассказали ИА «В городе N» в ООО «Экологические проекты» готовность работ на самом съезде оценивается в 30%.

Обращаем внимание, что часть съезда закрыта для проведения работ под укрепление склона, что также влияет на сроки проведения работ по замене путей. Ведется балластировка балластной призмы, — разъяснили в организации.

Уже скоро ремонт путей продолжится до площади Народного Единства. Он должен завершиться к 1 сентября.

Раскопки у Лядова

Еще масштабные работы развернуты в районе площади Лядова. В частности, трамвайные пути на Красносельской заменены на 70%. Сейчас там копают траншею и усиливают котлован под газовый футляр. Работы немного отстают. По данным ЦРТС, это как раз из-за обустройства защиты для газопроводов.

Строители меняют трубы. Рельсовое полотно полностью заменено. Теперь подрядчику предстоит забетонировать площадки под путями, привести в порядок дорогу. Еще на стройплощадке видны световые опоры для контактных сетей.

Пути на Окском съезде

Реконструкция путей на Окском съезде началась в середине февраля. Концессионер меняет полностью всю трамвайную инфраструктуру на участке от улицы Красносельской до Молитовского моста. Рельсы на самой переправе, как ранее рассказывали в ЦРТС, затронуты не будут. На данный момент готовность участка — 68%.

На Окском съезде выполняется укладка пути из рельсов и шпал, сварка стыков и монтаж прирельсовых вкладышей, — рассказали ИА «В городе N» в ООО «Экологические проекты».

Уже заменены рельсы до небольшого отрезка на проезжей части и сразу после него. Активно трудятся бригады рабочих и спецтехника. Еще остаются недостроенными маленькие участки, рядом с которыми лежат бетонные шпалы.

Работы здесь продлятся до осени.

Пробки на Белинке

Трамвайные пути на улице Белинского ремонтировали на протяжении всего 2024 года. Незавершенным пока остается лишь один участок — узел в зоне пересечения с улицей Кулибина. Его начали ремонтировать в марте. В «Экологических проектах» нам рассказали, что степень готовности оценивается в 30%.

На перекрестке улиц Кулибина и Белинского ведется разработка грунта под устройство трамвайных путей, устройство основания из гранитного щебня и выравнивающего слоя из тощего бетона, — добавили в организации.

Так как улица Белинского является одной из самых оживленных магистралей в городе, то сужение проезжей части, естественно, не могло не повлиять на движение. В часы пик здесь собираются пробки.

Когда закончится ремонт?

В ООО «Экологические проекты» рассказали ИА «В городе N», что все вышеуказанные работы должны завершиться в 2025 году.

В июле директор организации Евгений Грабовский заявил, что всего по концессии будет модернизировано 149,3 километра трамвайных линий, реконструировано 15 тяговых подстанций с питающими линиями и три трамвайных депо. Также предполагается приобрести 170 единиц подвижного состава. Уже построено 80 километра новых трамвайных линий, реконструированы три тяговые подстанции, закуплены 84 одиночных вагонов «МиНиН».