Ветеранов СВО привлекут к работе со студентами
В России учится 4,5 миллиона студентов, из них 2,5 миллиона — очно. Одна из ключевых задач, которая стоит перед Минобрнауки, — воспитание патриотичной социально ответственной личности. Какие инструменты для этого использует ведомство и как выстраивают систему воспитания в вузах, рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова.
Профессиональное волонтерство
- Ольга Викторовна, как сегодня выстроена система воспитания в вузах? И есть ли взаимосвязь между воспитанием в вузах и воспитанием в школах и СПО?
- Все мы на всех уровнях системы образования, конечно, базируемся на ключевых документах: это указ № 809 «О традиционных духовно-нравственных ценностях» и майский указ № 309, где определены национальные цели. Одна из семи национальных целей непосредственно касается системы образования и всех, кто работает в молодежной политике. Это реализация потенциала каждого, развитие его талантов и воспитание патриотичной социально ответственной личности.
Мы прекрасно понимаем, что абитуриент, который поступает в вуз, является выпускником школы, где его воспитывали. У него есть семья, которая тоже заложила ему ключевые фундаментальные ценности. И наша задача, которую мы перед собой ставим, — это своего рода создать устойчивый ценностный каркас. Зафиксировать, сформировав критическое мышление у студента во время обучения, сделать так, чтобы он четко понимал, что такое хорошо, что такое плохо.
Те вызовы, которые сейчас стоят перед нашей страной, те реалии информационной войны, в которой мы существуем, конечно, создают необходимость, чтобы мы защитили наших студентов. 17 традиционных духовно-нравственных ценностей образуют устойчивый ценностный стержень, который пронизывает всю систему. И здесь большую роль играет социальная ответственность, активная гражданская позиция, которую мы формируем путем вовлечения в различные добровольческие инициативы, инициативы, связанные с помощью бойцам СВО, их семьям, инициативы спортивного характера, где также мы формируем чувство гордости за команду, факультет, университет, город и так далее.
Есть очень много разных возможностей, которые помогают ребятам найти себя, чтобы самореализоваться и понять свою важность для развития страны в том или ином направлении.
На самом деле, такая перезагрузка системы воспитания у нас стартовала еще несколько лет назад, когда мы в рамках реализации поручения президента интегрировали в образовательные программы высшего образования для всех первокурсников модуль «Основы российской государственности». Была обучена большая команда преподавателей. Практически 10 тысяч педагогов у нас задействовано в реализации данного модуля. Это и увеличение часов истории России. Кроме этого, был запущен модуль «Обучение служением». Мы его называем таким профессиональным волонтерством, когда ребята уже используют свои профессиональные компетенции, знания, решают те или иные конкретные задачи.
Все это и есть воспитание. То есть воспитание через действие, деятельность, когда мы вовлекаем в процесс ребят и тем самым еще больше формируем у них ценностную основу.
- Сложно ли воспитать патриотичную социально ответственную личность в современных реалиях? И какие инструменты для этого используются?
- Вы знаете, на самом деле это несложно, потому что у нас такая прекрасная молодежь, которая все понимает. Инструментов, которые мы используем, очень много. Например, в 2025 году, который по указу президента объявлен Годом защитника Отечества и в котором мы праздновали 80 лет Победы в Великой Отечественной войне, у нас очень много было инициатив, связанных с юбилеем Победы.
У нас было много программ, которые построены на архивных, поисковых работах. Ребята изучали документы, смотрели, пропускали через себя период Великой Отечественной войны. Очень много инициатив у нас проводилось в Музее Победы на Поклонной горе. Это и творческий фестиваль «Студенческая весна». В этом году он также был посвящен теме 80-летия Победы. Это и Всероссийский фестиваль хоров, который собрал творческие коллективы практически со всей страны. Они все вместе исполняли песни военных лет.
Герои нашего времени
- Какую роль в патриотическом воспитании могут сыграть ветераны СВО?
- Мы проводим много встреч во всех университетах. Ветераны, бойцы СВО есть в каждом субъекте, в каждом городе. Когда ребята общаются с ними, задают вопросы и получают честные ответы, то многое становится им понятнее и воспринимается по-другому. Такое общение сейчас просто необходимо.
Есть университеты, где бойцы были приняты на работу в позиции советника ректора, чтобы непосредственно участвовать в организации патриотической работы. Мы понимаем, что если мы будем вместе, то сделаем больше.
Герой России Артур Орлов возглавил «Движение Первых», а другой Герой России, Владислав Головин, — движение «Юнармия». Очень важно, чтобы ребята видели, кто сегодня становится героями России. Они рассказывают про те подвиги, которые совершили, и это впечатляет. Это то, что мы должны показывать, что мы должны транслировать. И, конечно, гордиться героями настоящего времени!