В Минобрнауки поддержали инициативу разрешить студентам преподавать в школах. Это актуально в условиях дефицита кадров, заявила замминистра Ольга Петрова. По ее словам, старшекурсники смогут преподавать в школах профильные дисциплины. А университеты могут вводить индивидуальные планы для учащихся, которые решат заняться преподаванием, эта мера должна позволить студентам выстроить гармоничный график. Сейчас студенты могут преподавать в школах, если это позволяет региональное законодательство. Комментирует председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:
— Это очень хорошее решение, давно назревшее. Очень важно, чтобы мы сейчас синхронизировали эту инициативу и программу подготовки будущих учителей. Потому что если мы возьмем все лучшее из специалитета советской системы подготовки в педагогических вузах, еще и наложим особенности XXI века, то получится идеальная картина. Очень важно, чтобы мы посвящали весь первый курс основным фундаментальным наукам, которые нужны учителю-предметнику, вне зависимости от того, что он преподает — историю, математику, музыку, — неважно. Возрастная психология, возрастная физиология, основы медицинских знаний — это то, что должно составлять фундаментальную основу первого курса и позволило бы безболезненно студентам-второкурсникам, пройдя первичную подготовку в части пассивных педагогических практик с риторическим сопровождением, уже выходить в школу для того, чтобы активно на практике реализовывать все то, чему, собственно, в педвузах учили. И чем раньше будущий учитель постигнет вкус учительской науки, тем меньше вероятность, что его диплом будет пылиться в дальнем уголке его рабочего стола.
— А второй момент — для школы какая польза будет во многом? Это покроет нехватку учителей, это ощущается?
— Нет, это ни в коем случае не связано с нехваткой учителей, она как была, так и будет, пока первые студенты-выпускники нового специалитета не придут в школу. Важно, чтобы школа стала той самой стартовой площадкой для будущего учителя и не затыкала студентами дыры, а действительно готовила, исходя из того, что на сегодняшний день правительство Российской Федерации уже предлагает в системе образования. Ведь где-то должны реализовываться и учителя-методисты, и педагоги-наставники.
Дефицит кадров особенно ощутим в регионах. Больше всего не хватает учителей математики. Если студентам разрешат преподавать в школах уже на третьем курсе, это может помочь восполнить дефицит хотя бы частично, считает учитель математики из Челябинска, популяризатор науки, автор канала «Математика и фокусы» Петр Земсков:
Петр Земсков учитель математики из Челябинска, популяризатор науки, автор канала «Математика и фокусы» «Мне вообще удивительно, какое разрешение студентам необходимо? Наверное, любой студент подрабатывает, в каждой школе огромное количество вакансий, по крайней мере, для учителя математики — почему не взять студента? Были проведены исследования, и исследования показывают, что существует потребность у учеников в молодых преподавателях, которые недалеко ушли по возрасту. Потому что в школе огромное количество 50-55-летних мужчин и женщин, и, наверное, как говорил Ильич, «страшно далеки мы от народа».
С инициативой внести соответствующие поправки в закон «Об образовании» ранее выступили депутаты Госдумы. Предполагается, что допустят к работе в школах студентов, которые успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.
Еще одно требование — прохождение профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки».