В Нижегородской области усилят контроль за мобильными АЗС

В Нижегородской области, как и в других регионах страны, решили усилить контроль за передвижными и контейнерными автозаправками. Причина – в росте теневых мобильных АЗС, которые работают без лицензий, зачастую продают некачественное топливо и могут представлять опасность, открываясь в жилых зонах. Об этом шла речь на рабочем совещании заместителя председателя комитета по энергетике Госдумы РФ Юрия Станкевича с представителями автозаправочного бизнеса. Оно состоялось на площадке Нижегородского областного информационного центра. Машинная возня Водитель со стажем Алексей Леонов уже не первый год заправляется на мобильной автозаправке в районе улицы Пролетарской. «Во-первых, удобно: подъехал, быстро заправился, тут же оплатил с помощью куар-кода, и никаких очередей, — перечисляет преимущества нижегородец.— Во-вторых, дешевле, чем на сетевых заправках. Бензин тот же, а литр 92-го стоит меньше на пять рублей. Я однажды подсчитал: в месяц я экономлю на бензине примерно 3 – 4 тысячи рублей». У других нижегородских автовладельцев впечатления не такие радужные. «Однажды заправился где-то в районе на такой заправке, — через несколько минут загорелся чек, — вспоминает водитель Владимир Салов. — Диагностика показала бедную смесь. Так что, если вам дорога ваша машина — заправляйтесь на проверенных заправках, я больше туда ни ногой». До последней капли Мобильные автозаправки начали массово открываться около трех лет назад. И за это время, по подсчетам экспертов, оттянули на себя около 10 – 15 процентов общей суммы продаж бензина в регионе. У такой популярности есть причины. Во-первых, открыть такую заправку предпринимателям гораздо проще. Если для стационарной АЗС выбирается место, проводится топографическая съемка, создается рабочий проект, который нужно согласовать (это может занять от полугода и больше), то мобильная станция ставится за несколько дней. Разравнял площадку, поставил контейнер – и готово. Во-вторых, контейнерные АЗС клиента найдут всегда. Стоимость бензина на 5 – 6 рублей дешевле, чем стоит литр топлива на стационарной заправке. Не факт, что оно будет качественным, но многих автовладельцев это не останавливает. «Основная масса контейнерных АЗС в регионе — это «шаурмичные», — говорит генеральный директор ООО «Солид Процессинг» Николай Павельев. — Это ларьки, где часто идет торговля за наличку, а значит существует уход от налогов. Вот и ответ на вопрос: откуда такие цены? А потому что они не платят налоги. Помимо того, у них колонки даже не подлежат поверке, потому что не приспособлены под розничную торговлю. А значит, невозможно понять, сколько он доливает — не доливает клиенту». Еще одна проблема – безопасность. Официальные стационарные станции ставят на земли, специально отведенные под АЗС. А мобильные часто открываются в жилых зонах, рядом с многоэтажками. По словам специалистов, в ряде случаев земельный участок вообще не оформлен. Или оформлен под парковку, а вместо неё стоит передвижная АЗС. «Контейнерные станции вырастают как грибы, — констатирует президент Нижегородского топливного союза Игорь Кондаков. — Они не привязаны к земельным участкам, не имеют адресов, ломают ценовой рынок. Они не используют обязательное страхование третьих лиц, противопожарная безопасность нарушена. Сегодня он появился — а завтра пропадет, где его искать потребителям, которые, к примеру, заправятся некачественным топливом, — непонятно. Нужно наводить порядок с ними». Рабочий интерес С этим согласны и участники топливного рынка. «Парадоксально, но факт: при всем внимании и значимости, которые уделяются внутреннему рынку нефтепродуктов, мы сталкиваемся с тем, что эта экономическая сфера деятельности остается вне урегулирования», — отмечает заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы РФ Юрий Станкевич. По словам депутата, есть опасения, что такие заправки устанавливаются с нарушениями законодательства. «Это приводит к риску приобретения некачественного топлива, что приводит к вероятности поломки автомобиля, — продолжает он. — И, кроме того, создает серьезную угрозу для возникновения техногенной катастрофы. К сожалению, мы наблюдали на протяжении последних двух лет взрывы на АЗС (самая громкая трагедия произошла на заправке в Новосибирске, где во время взрыва пострадали больше 20 человек). По словам Юрия Станкевича, задача, которая стоит перед рабочей группой — выстроить диалог между участниками рынка. «Необходимо понять, каким образом они видят перспективы развития рынка, какие правовые пробелы существуют и каким образом можно выстроить эффективный диалог между предпринимателями и контрольно-надзорными органами», — заключает он. «Удивительным образом участники рабочего совещания сошлись во мнении, что нужно ликвидировать проблемы в законодательстве, что позволит определить место этих заправок в общей схеме топливного обеспечения страны, их необходимость обеспечить максимальную безопасность для потребителей топлива и поступление денежных средств в бюджет, — согласен зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. — Нужно этот бизнес легализовать, чтобы он приносил пользу и гражданам, и государству, и давал возможность людям, которые этим занимаются, инвестировать в их дальнейшее развитие». В течение недели участники совещания договорились предоставить свои предложения по внесению изменений в законодательство. И одновременно решить вопрос по организации в регионах рабочих групп по мониторингу деятельности контейнерных и мобильных АЗС, чтобы в будущем исправить создавшуюся ситуацию.

В Нижегородской области усилят контроль за мобильными АЗС
© Нижегородская правда