В Нижнем Новгороде представили наследие самого экстравагантного скульптора ХХ века
Страдающий за всех людей Христос, великий Паганини в образе Демона, жизнерадостная дородная колхозница. Совместная с московским РОСИЗО выставка "Сергей Коненков. XX век" открылась в Пакгаузах Нижегородского художественного музея. Два десятка скульптур, размещенных на высоких подиумах, по задумке архитектора Сергея Чобана будто парят над землей. Один из самых экстравагантных архитекторов Серебряного века, мистик, философ, демиург, тоже был весь устремлен в небеса. И весь противоречие - эзотерик и коммунист, христианин и язычник, проживший почти век, скончавшийся в 1971 году на 98-м году жизни.
В экспозиции как будто три острова - религия, политика (отношение мастера к вождям) и язычество, воплощенное в гедонизме и женском начале.
Коненкова долго не принимали и не понимали. А он продолжал утверждать, что скульптура должна быть свободна от любых рамок. "Самсона, разрывающего цепи" - дипломную работу для Академии художеств - автору пришлось уничтожить. Академики посчитали ее слишком смелой для вчерашнего студента. Впоследствии тот самый Самсон будет преследовать Коненкова всю жизнь. Он сам, как и его библейский герой, будет разрывать шаблоны, готовя торжество нового справедливого мира.
Он дружил с Сергеем Есениным - чувствовал в нем, таком же выходце из деревенской глубинки, что-то корневое, истинное. В его мастерской танцевала любимая босоножка поэта Айседора Дункан, а на памятнике на родной для скульптора Смоленщине, на простом камне высечены слова Есенина: "Пусть хлябь развернулась!/Гром пусть!/ В душе звенит святая Русь,/ И небом лающий Коненков/Сквозь звезды пролагает путь". Они оба читали Библию в коммунистическом изводе - сплавляли Священное Писание, идеи коммунизма и языческое отношение к природе.

Когда началась революция, скульптор записал: "Вот и кончилось мое счастливое искусство". Зато письмо Сталину в январе 1941-го года начал словами: "Дорогой брат Иосиф". То письмо было пророческим - скульптор предсказал начало Второй Мировой войны ("Ибо тогда будет великая скорбь") и предвещал России важнейшую миссию по окончании страшной бойни ("загорятся все капиталистические царства"). Письмо на выставке можно прочитать целиком.
Его Ленин, глашатай победы социализма, должен был стоять перед зданием МГУ на Воробьевых горах. Вождь, устремленный к солнцу, для эпохи, которая уже ощущала ветерок близкой оттепели, был малоинтересен. Ни одна комиссия проект не утвердила. И потому в 1969 году трехметровый Ленин из дерева поселился в мастерской Коненкова.
Такой, почти достигшей земного рая, виделась родина Коненкову из-за океана. В 1920-е по приглашению Луначарского Коненков уехал в США на выставку советского искусства, да там и остался… на двадцать лет. За мастером отправили целый пароход "Смольный", на котором он смог вывезти в Россию все свои работы.
Коненков работал со всеми материалами: мрамор, гипс, бронза. Но любимый для него - самый хрупкий и самый трудный - дерево. Хранить его непросто - деревянные скульптуры предоставлены на выставку сразу несколькими российскими музеями. Кстати, Коненков выбирал для своих работ только погибшие, засохшие деревья.
Грациозная "Юная" - знаменитая скульптура из собрания Третьяковской галереи. В образе целомудренной Венеры предстала курсистка Маргарита Воронцова, с которой скульптор познакомился весной 1916 года. Позже она стала его второй женой. Будут говорить, что этот брак состоялся только потому, что агенту советской разведки Воронцовой нужно было подобраться к создателям атомной бомбы. Ей приписывали роман с Альбертом Эйнштейном - сохранились их письма. Впрочем, часть той истории или мифа остается до сих пор засекреченной.
Невероятно реалистичная "Колхозница" Коненкова, исполненная в гипсе и дереве, - это не типичная для искусства того времени плакатная фигура. Это самая настоящая "коненковская язычница", плоть от плоти вечно живых вековых лесов и туманных полей, где обитают наяды, Купавы и царевны.
Взлетевший до небес, будто подсвеченный солнечным лучом, "Пророк" специально для Пакгаузов впервые покинул стены Смоленского государственного музея-заповедника. Поставить 800-килограммовую скульптуру на высокий постамент было непросто. Мастер творил ее под названием "Лазарь, восстань" в любимой Италии. Впервые гипсовый эскиз "Пророка" был представлен в фойе оперного театра Квирино в Риме на выставке, организованной дочерью Федора Шаляпина Мариной. "Пророк" - символ нового человека, одержимого мечтателя, способного изменить мир. Таким себя видел и Коненков, творивший свою метаисторию времен.

Серию космологической графики о грядущем апокалипсисе впервые предоставила на выставку семья скульптора. В них - зашифрованное послание Коненкова человечеству, в котором реальные события истории и библейские сюжеты органично переплетены.
Перемещаться по космосу Коненкова можно в любом направлении - на выставке не соблюдается хронология и нет заданного вектора. Но все работы не случайны. Бюст Сталина смотрит на Демона, а Демон смотрит на "Юную". Здесь все дыхание и отражение XX века, который принес немало разрушений, но и немало достижений. Чем ответит век XXI? Пока не дает ответа.
Кстати
Пакгаузы - металлические ажурные павильоны на мысе-стрелке, где сливаются Волга и Ока. Это одна из нескольких площадок Нижегородского художественного музея. В скором времени музей прирастет еще одной экспозицией. Московский коллекционер Валерий Дудаков отдал в Нижний Новгород часть своей коллекции - картины художников-символистов из объединения "Голубая Роза". Нижегородский музей продолжает принимать дары, как и в 1894 году. С дара профессора Академии художеств Николая Кошелева он начался, затем получил зал Константина Маковского, свою коллекцию музею отдал и Максим Горький.
Прямая речь
Иван Лыкошин, генеральный директор РОСИЗО:
- Ольга Галактионова придумала этот сложный проект, будучи директором РОСИЗО. Мне досталась непростая задача - завершить его. Пакгаузы - важнейшая точка, с которой мы продолжим наше сотрудничество. Не будем сбавлять уровень имен и работ. Это пространство органично для Коненкова. Творчество Коненкова - это и есть XX век. Скульптор всегда находился в мистическом поиске ощущения изящной жизни. Все, что происходило вокруг, он переосмыслял в сложные метафоры и концепты.